Ученые разработали задачу, которая помогает выявить детей с тревожным состоянием и депрессией, - пишет sciencenews.org со ссылкой на PLOS One.

Задачей ученых было ввести детей в ситуацию неизвестности. Взрослые по очереди водили детей в возрасте от 3 до 7 лет в тускло освещенную комнату с загадочной покрытой кучей. Чтобы создать ощущение ожидания, взрослые произносили: «У меня есть что-то здесь, что я могу тебе показать» или «Давайте будем молчать, чтобы оно не проснулось». Затем взрослый раскрывал спрятанную кучу, которая оказывалась террариумом, и вытаскивал реалистично выглядящую пластиковую змею.

Каждый ребенок надевал небольшой датчик движения, прикрепленный к поясу. Эти датчики фиксировали движения ребенка, например, когда они начинали двигаться быстро или поворачивались, со скоростью 100 раз в секунду. Исследователи хотели выяснить, различаются ли движения во время страшной ситуации у детей с диагнозом депрессия или тревожность и детей без такого диагноза. Оказалось, что они различаются. Дети с диагнозом чаще отворачиваются от предполагаемой угрозы - скрытого террариума, чем те, у кого нет болезни.

Фактически, датчики могут идентифицировать депрессию и тревожное расстройство у очень маленьких детей примерно в 80% случаев. Такой инструмент может быть полезен, поскольку, несмотря на широкое признание того, что дети в возрасте, например, 3 лет могут страдать от психических расстройств, диагностика этих заболеваний остается сложной. Такие дети часто не показывают внешне никаких признаков, потому что держат свои эмоции внутри.

Тем не менее становится все более очевидным, что эти дети подвергаются повышенному риску развития проблем с психическим и физическим здоровьем в более позднем возрасте, - говорит Лисабет ДиЛалла - психолог по развитию в Медицинской школе Университета Южного Иллинойса в Карбондейле. Ученые задались вопросом, можно ли это изменить.

По мнению Джоана Луби - психиатра из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе, это возможно. Исследование Луби показало, что лечение дошкольников с депрессией помогает детям снова почувствовать радость, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. «Когда вы рано определяете маленьких детей как нуждающихся в помощи, - говорит Луби, - вы можете эффективнее их вылечить».

Депрессия родом из детства

До 1980 года мало кто из экспертов полагал, что маленькие дети способны испытывать депрессию или беспокойство, пока исследователи не обнаружили, что дети в возрасте 7 лет действительно могут впадать в депрессию. К 1990-м годам стало ясно, что депрессия и тревога могут начаться у детей в возрасте 3 лет. Но у многих детей симптомы депрессии проявляются, как может показаться, не очень очевидно: они могут становиться агрессивными, гиперактивными или испытывать трудности с приемами пищи. В результате эти так называемые «интернализующие расстройства» с большей вероятностью останутся недиагностированными в молодые годы.

Хотя оценки сильно различаются, считается, что от 10 до 20 процентов детей дошкольного и детского возраста страдают тревожным расстройством и около 2 процентов - депрессией, а некоторые даже выражают суицидальные чувства. Реальные уровни, вероятно, выше. Поскольку дети в возрасте до 8 лет не могут сформулировать свои собственные чувства, врачи должны полагаться на то, как воспитатель оценивает поведение ребенка. Но дети с тревогой или депрессией часто настолько тихие и ненавязчивые, что воспитатели и учителя не замечают их трудностей.

Эти дети «не скрипучие колеса», - описывает Эллен Макгиннис - клинический психолог из Медицинского центра Университета Вермонта в Берлингтоне.

Она и другие ученые сосредоточили свои исследования на поиске объективных способов выявления детей с расстройствами. Это исследование может быть трудоемким и длительным. Будучи аспиранткой, Макгиннис записывала на видео поведение детей во время экспериментов со змеей или других подобных заданий на выявление тревожности. Несколько исследователей затем смотрели эти видео, чтобы оценить реакцию детей. Макгиннис потребовалось два года, чтобы оценить 10 детей.

Затем она объединилась со своим мужем, биомедицинским инженером UVM Райаном Макгиннисом, чтобы найти более эффективный способ выявления детей с депрессией или тревогой. Результат: соединение классического теста на тревогу с имеющимся в открытой продаже датчиком движения.

По словам Эллен МакГиннис, из 63 детей, набранных для прохождения теста, у 21 была диагностирована тревога или депрессия после 90-минутного разговора между квалифицированным врачом и лицом, осуществляющим уход и воспитание.

В тесте со змеей исследователи обнаружили, что наиболее выразительные моменты, обнаруживаемые датчиками, были получены примерно через 20 секунд ожидания, предшествовавшие раскрытию. Столкнувшись с закрытым террариумом, дети с тревогой или депрессией поворачивали свое тело на 180 градусов от страшного объекта. «Дети, у которых была диагностирована тревожность, чаще отворачивались от этой потенциально угрожающей ситуации, чем дети, которым затем не был поставлен диагноз», - говорит Райан МакГиннис.

Он был удивлен, что в момент появления пластиковой змеи датчики не обнаружили никакой разницы между детьми с диагнозом и без него. «Меня удивило, сколько детей было очень взволновано, увидев змею», - говорит Райан МакГиннис.

Исследователи смогли использовать данные датчика, чтобы правильно проанализировать 14 детей из 21. Частота ложных срабатываний была низкой: датчики классифицировали только пятерых детей без клинического диагноза как имеющих депрессию или тревогу.

Исследователи говорят, что это не золотой стандарт, но все же лучше, чем широко используемая анкета, в которой родители сообщают о проблемах своего ребенка. В Контрольном перечне поведения ребенка правильно определены только восемь из 21 ребенка с диагнозом.

Поскольку задача была проста, а сенсорная технология легкодоступна (цена за единицу составляет менее 4 долларов, а компоненты, необходимые для измерения движения тела, уже присутствуют в большинстве мобильных телефонов), Райан МакГиннис считает, что объединение технологий с поведенческими задачами имеет огромный потенциал. «Вы действительно можете использовать нечто подобное для универсального скрининга», - говорит он.

Тест на депрессию

Сара Бафферд - клинический психолог из Университета штата Калифорния в Сан-Маркосе – выразила желание проверить, сработают ли сенсоры на детях схожим образом во время задания, которое усиливает чувство грусти, беспомощности или разочарования.

Многие исследователи, работающие над ранним выявлением детей с проблемами психического здоровья, также следят за этими детьми в течение многих лет. Поэтому они могут увидеть, переносятся ли такие ранние проблемы с психическим здоровьем в более позднюю жизнь. В 2014 году Бафферд и ее команда показали, что дети с признаками депрессии в возрасте 3 лет более склонны к депрессии через три года. Сопутствующие исследования детей старшего возраста показали аналогичную преемственность.

Новое исследование в настоящее время показывает, что очень маленькие дети с проблемами психического здоровья могут также быть склонными к большему количеству проблем с физическим здоровьем в подростковом возрасте. Дети с более высоким уровнем интернализации в возрасте 5 лет примерно на 30 процентов чаще страдают от таких проблем со здоровьем, как плохой сон, головные боли и боли в животе в последующие 12 лет (с различиями для пола и темперамента). Те, у кого в ранние годы были более высокие показатели интернализации, также на 30 процентов чаще бездумно питались в подростковом возрасте. Психическое здоровье в возрасте 5 лет влияет на физическое здоровье в более позднем возрасте.

Раннее лечение

С появлением доказательств того, что проблемы с психическим здоровьем в дошкольных учреждениях перерастают во взрослую жизнь, исследователи начали изучать возможность лечения самых маленьких. Показательна работа в лаборатории Луби, которая почти исключительно занимается дошкольной депрессией.

В 2016 году Луби показала, что дети с депрессией меньше реагировали на вознаграждение, чем их сверстники без депрессии. Ее команда подключила 78 детей в возрасте от 4 до 7 лет к электроэнцефелограмме (ЭЭГ) - неинвазивной машине, которая измеряет электрическую активность в головном мозге. Пятидесяти трем детям с помощью теста была диагностирована депрессия.

Тест заключался в том, что дети играли в угадайку на компьютере. Дети, которые давали больше правильных ответов, набирали больше очков и, в конечном итоге, получали лучшие призы. ЭЭГ показала, что даже после правильного ответа дети с депрессией проявляли меньшую мозговую активность, чем их здоровые сверстники, - признак того, что их реакции на вознаграждение были приглушены. Подобные подавленные ответы на награды были связаны с депрессией у подростков и взрослых.

Между тем, Луби также изучала детей, получающих модифицированную форму общепринятой психотерапии, известной как терапия взаимодействия между родителями и детьми, или PCIT. Психотерапевт обучает тех, кто ухаживает за детьми, помогать им справиться с деструктивным поведением и истериками. Терапевт наблюдает за родителем и ребенком через одностороннее зеркало и общается со взрослым через микрофон в ухе. Точно так же в исследовании Луби дошкольники и их опекуны следовали настройке PCIT, но с акцентом на уменьшение чувства вины и стыда, которые обычно сопровождают депрессию.

Луби обнаружила, что у детей, получавших лечение, были более низкие показатели депрессии и менее тяжелая депрессия, чем у детей, помещенных в группу, ожидающую лечения. Кроме того, дети, получившие модифицированную форму PCIT, начали демонстрировать такую ​​же реакцию на вознаграждение, как дети без депрессии. «Лечение изменило реакцию на вознаграждение», - говорит Люби.

Но перенесется ли эта вновь обретенная радость во все этапы детства и даже в беспокойные подростковые годы? Луби надеется, что у нее появятся ответы, когда эти дети станут достаточно взрослыми.

[Фото: sciencenews.org]