Как беременность и рождение ребенка меняет мозг женщины

В период беременности перестраивается структура мозга, и изменения сохраняются, как минимум, два года после рождения ребенка, выяснили ученые.

Ученые из Автономного университета Барселоны (Испания) показали, как меняется структура мозга у женщины во время беременности. Выяснилось также, что изменения сохраняются в течение двух лет после рождения ребенка — быть может, и дольше. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Neuroscience.

Авторы работы с использованием магнитно-резонансной томографии сравнили структуру головного мозга 25 женщин до и после их первой беременности. В качестве контроля сканирование мозга проходили и их партнеры-мужчины, а также еще 20 женщин, которые не были беременны, и их партнеры.

Среди результатов исследования зафиксировано сокращение во время беременности серого вещества мозга в медиальной фронтальной и задней коре, а также в отдельных участках префронтальной и височной коры у беременных женщин. Ученые полагают, что это картина адаптации к будущему материнству. «Эти изменения могут отражать, по крайней мере частично, механизм синаптического прунинга, который также характерен для подросткового возраста — слабые синапсы исчезают, уступая место более эффективным и специализированным нейронным связям», — пояснила один из авторов работы Элслайн Хукзема (Elseline Hoekzema).

Исследователи показали, что сокращение серого вещества касается участков мозга, которые были активны во время функциональной нейровизуализации, во время которой матерям показывали снимки их детей. По словам ученых, эти зоны связаны с процессами, участвующими в социальном познании и самосознании.

Исследователи не наблюдали никаких изменений памяти или других функций во время беременности, поэтому потеря серого вещества не подразумевает каких-либо когнитивных нарушений, а говорит лишь об актуальных адаптационных процессах.

беременность задняя кора мозга медиальная фронтальная кора мозга мозг серое вещество мозга