Ученые связывают сокращение арктического морского льда с распространением смертоносного вируса, который может угрожать морским млекопитающим в северной части Тихого океана, согласно исследованию ученых из Калифорнийского университета в Дэвисе (США). Новость появилась на сайте универистета.

В 2004 году у северных морских выдр на Аляске был обнаружен вирус чумы свиней (Phocine distemper virus, PDV) – патоген, ответственный за гибель тысяч морских тюленей в Северной Атлантике в 2002 году. Возник вопрос: как и когда вирус смог добраться до мест обитания выдр?

Ученые попытались ответить на него, проведя 15-летнее исследование, результаты которого опубликованы в журнале Scientific Reports. Они показывают, как потеря морского льда могла открыть пути для контакта между арктическими и субарктическими тюленями, что ранее было невозможно. Это позволило проникнуть вирусу в северную часть Тихого океана.

«Таяние морского льда заставляет морских диких животных искать и добывать пищу в новых средах обитания. Оно [таяние льда – НР] устраняет физический барьер, создавая для животных новые пути передвижения, – говорит Трейси Голдштейн (Tracey Goldstein), заместитель директора Института единого здоровья Школы ветеринарной медицины при Калифорнийском университете в Дэвисе. – По мере того, как животные перемещаются и вступают в контакт с другими видами, у них появляется возможность внедрить и передать новое инфекционное заболевание с потенциально разрушительными последствиями».

Исследователи рассмотрели, как на морских животных влиял вирус в 2001–2016 годах. Среди этих животных были тюлени, северные морские котики, сивучи (или северные морские львы Стеллера) и северные морские выдры, обитающие на территории от Юго-Восточной Аляски до России вдоль Алеутских островов, а также вдоль берегов Берингова, Чукотского морей и моря Бофорта.

Протяженность морского льда и открытой воды в Северном Ледовитом океане оценивалась на территории, растянувшейся от Северной Атлантики до Северного Тихого океана. Данные спутниковой телеметрии помогли исследователям связать данные о перемещении животных и факторах риска, чтобы продемонстрировать, что подвергшиеся воздействию животные могут переносить вирус чумы свиней на большие расстояния.

Авторы выявили широко распространенную инфекцию и воздействие вируса в северной части Тихого океана. Первая вспышка пришлась на 2003 год, вторая – на 2009 год. Эти пики совпали с сокращением арктического морского льда.

«Поскольку морской лед продолжает таять, у этого вируса и других патогенных микроорганизмов появляется больше возможностей распространяться среди морских млекопитающих в Северной Атлантике и северной части Тихого океана», – сказала ведущий автор исследования Элизабет Ван Уормер (Elizabeth VanWormer), которая защитила докторскую диссертацию в Калифорнийском университете в Дэвисе.

[Фото: NOAA FISHERIES, POLAR ECOSYSTEMS PROGRAM]