За это отвечают нейроны зубчатой извилины – области гиппокампа, которая участвует в обработке воспоминаний. И эти же нервные клетки хранят воспоминания, связанные с травмой и потрясением, – сообщает портал medicalexpress.com. Результаты исследования опубликованы в журнале Science

Воспоминания о травматическом опыте могут привести к нарушениям психического здоровья, таким как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое может разрушить жизнь человека. Эти заболевания можно преодолеть: у пациента, который проходит курсы терапии, постепенно ослабевает чувство страха, вызванное воспоминанием о случившемся несчастье или потрясении. Но как именно ослабевает страх? Долгое время этот вопрос оставался спорным. Точно не было ясно, подавляется след памяти о страхе новым воспоминанием – уже о безопасности, или же первоначальный след перезаписывается: грубо говоря, страх «перекодируется» в безопасность. Новое исследование ученых из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL, Швейцария) показывает – на клеточном уровне, – что верным стоит считать второй вариант – «перезаписывающий», – который, однако, не исключает сценария с подавлением.

Ученые EPFL выяснили, что дистанционное ослабление страха в мозге связано с деятельностью той же группы нейронов, которая участвуют в хранении этих воспоминаний. Работая с мышами, они обнаружили эти нейроны находятся в зубчатой ​​извилине мозга – области гиппокампа, которая отвечает за обработку воспоминаний.

В ДНК мышей, которые участвовали в исследовании, вживили специальный ген-«репортер» – маркер, который подает идентифицируемый и измеримый сигнал об активности нейронов – например, флуоресцентный белок, созданный геном. С его помощью ученые могли наблюдать за тем, какие нейроны работают в тот или иной момент. Для начала исследователи буквально испугали мышей, вызвав у них долговременных травматические воспоминания. Так они смогли идентифицировать субпопуляцию нейронов в зубчатой ​​извилине, которые участвуют в хранении этих следов памяти.

Затем ученые предприняли меры, чтобы ослабить у мышей чувство страха. Они использовали метод, напоминающий «терапию воздействия», который используют для лечения людей. Ее суть состоит в том, что пациента подвергают воздействию источника беспокойства или погружают его в среду, которая вызывает у него страх, – без намерения вызвать какую-либо опасность. Такое «погружение» помогает человеку преодолеть свое беспокойство. Когда исследователи снова посмотрели на мозг мышей, они увидели, что некоторые из нейронов, которые работали при травматических воспоминаниях, все еще были активны, когда животные больше не проявляли страха. Это был первый намек на то, что одна и та же группа нейронов может участвовать в хранении и ослаблении травматических воспоминаний.

Затем исследователи уменьшили возбудимость отобранных нейронов во время «терапии воздействия» и обнаружили, что у исследуемых мышей снизился уровень страха по сравнению с контрольной группой грызунов. Но когда ученые уменьшали возбудимость других нейронов в зубчатой ​​извилине, такого же эффекта не последовало. Наконец, когда исследователи усилили возбудимость отобранных нейронов во время терапевтического вмешательства, они обнаружили, что страх у мышей стал отступать. Таким образом, они пришли к выводу, что ослабление длительных травматический воспоминаний зависит от продолжающейся активности нейронов, которые были идентифицированы в зубчатой ​​извилине.

[Фото: Medical Express]