Искусственный интеллект (ИИ), который обнаруживает у пациентов опухоли мозга и определяет их тип по составу плазмы крови, создали ученые химико-биологического кластера Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Информацию об изобретении, предоставленную пресс-службой платформы Национальной технологической инициативы (НТИ), передало издание Russia Today.

Руководитель проекта, заведующий лабораторией химико-биологического кластера ИТМО Антон Пушкин отметил, что технология поможет обнаруживать у пациентов наиболее тяжелые и трудно операбельные опухоли. Пока лечение опухолей мозга затрудняется тем, что для их анализа — поиска следов, идентификации, оценки опасности — врачам нужно проводить операцию и извлекать образцы образований для изучения. Этот метод дорого стоит, опасен для здоровья пациента и грозит неточностями.

Новая система позволит ставить диагноз без оперативного вмешательства: потребуется только анализ плазмы крови пациента. Эта технология безопаснее и экономически выгоднее. Также предполагается, что инновация ускорит процесс диагностики заболевания: при традиционном изучении образцов эксперты получают результаты через 10 дней, при использовании ИИ — уже три дня спустя.

«У человека берут образец плазмы, специальный прибор выделяет РНК-молекулы, изучает их количество и последовательность. Дальше эти данные анализирует модель машинного обучения, и в результате выдает число, которое выше или ниже порога, и, соответственно, характерно либо для здорового человека, либо для пациента», — описал принцип работы системы А. Пушкин.

Новая технология способна помочь снизить смертность и частоту рецидивов среди больных с опухолями головного мозга, так как позволит выявлять патологию на как можно более ранней стадии.

Специалисты продолжают обучение ИИ на основе информации о российских пациентах и собираются составить собственный банк данных. Если технология окажется эффективной, изобретатели планируют использовать аналогичный подход в лечении иных часто встречающихся опухолей: желудка, молочных желез, головы, легкого и т.п.

Источник: RT на русском. Ксения Калинкина. Ученые из России создали ИИ для идентификации опухолей мозга