В дни празднования 40-летнего юбилея Института прикладной физики РАН мы побывали в Нижнем Новгороде, чтобы своими глазами увидеть над чем работают ученые и узнать, почему ИПФ считается крупнейшим научным центром страны и известен не только в России, но и в мире.
Именно этот вопрос мы задали и.о. президента РАН академику В.В. Козлову, который специально приехал из Москвы, чтобы поздравить сотрудников института с важной датой. Валерий Васильевич сказал, что Институт прикладной физики выделяет из созвездия академических институтов широчайший диапазон исследований, вспомнил, как 15 лет назад приезжал отмечать 25-летие института, а потом поделился своими мыслями по поводу выдвижения директора ИПФ РАН, академика А.М. Сергеева, кандидатом в президенты РАН, выборы которого состоятся в сентябре этого года. В.В. Козлов напомнил, что в 1612 г. Россию спасли нижегородцы, собрав Ополчение, заметив: «Возможно, новые идеи в развитии Академии наук снова придут из Нижнего Новгорода».
Затем нас провели с экскурсией по институту. Гидом любезно согласился стать заместитель директора по научной работе ИПФ РАН, доктор физико-математических наук Михаил Юрьевич Глявин. К экскурсии присоединились и.о. президента РАН В.В. Козлов, директор ИПФ РАН А.М. Сергеев, научный руководитель ИПФ РАН А.Г. Литвак.
Мы начали с лаборатории микроволновых технологий, где нам показали гиротрон – одно из главных достижений института.
По дороге Михаил Юрьевич рассказал, что когда запускался проект международного термоядерного реактора ИТЭР, в котором участвует ИПФ РАН, все говорили: «Мы сделаем все, что необходимо для ИТЭР, единственное, чего не будет никогда, это гиротрона с такой мощностью и такой длительностью излучения». И вот, – улыбнулся Михаил Юрьевич, – «Прошло пять лет, не готово ничего, кроме площадки для ИТЭР, но гиротронный комплекс полностью готов».
Михаил Глявин, заместитель директора по научной работе ИПФ РАН
Чтобы попасть в следующую лабораторию, мы долго спускались вниз по лестнице. Как выяснилось, лаборатория находится в бомбоубежище. Перед входом нам выдали белые халаты и бахилы. «Вы защищаете нас или приборы?» «Конечно, приборы», – ответил старший научный сотрудник отдела нелинейной и лазерной оптики Иван Яковлев. Мы не обиделись, так как нас предупредили, что за дверью – одна из самых мощных лазерных систем в мире и самая мощная – в России.
Иван Яковлев, старший научный сотрудник отдела нелинейной и лазерной оптики ИПФ РАН
«А теперь я вам покажу, как выращивают кристаллы», – сказал наш гид. Мы уже знали, что кристаллы лежат в основе лазерных установок и что в Институте прикладной физики их выращивают сами ученые. Конечно, нам было интересно увидеть, как это происходит. У дверей нас встретил молодой человек, который оказался заведующим лабораторией роста кристаллов ИПФ РАН. Переходя из одной лаборатории в другую, мы заметили, что институт заполнен молодыми людьми. На наш вопрос – это случайное совпадение или система – Михаил Юрьевич ответил, что научная молодежь института – их особая радость и гордость и что они сами ее для себя «выращивают» буквально с детского сада.
Далее наш путь лежал в бассейн. Только не спортивный, а лабораторный – Большой термостратифицированный опытовый бассейн (БТСБ) ИПФ РАН. Уникальное сооружение позволяет моделировать гидрофизические процессы в верхнем слое реального океана. Это процессы генерации и эволюции внутренних волн, их воздействия на поверхностные ветровые волны, взаимодействия волн с течениями и турбулентностью. Длина бассейна 20 м, ширина 4 м, глубина 2 м.
Александр Сергеев, директор ИПФ РАН, академик РАН
Напоследок мы узнали об уникальной методике выращивания искусственных алмазов, которые нужны для мощной высокочастотной электроники. Заведующий лабораторией физики газового разряда ИПФ РАН Алексей Горбачев показал нам образцы и рассказал, что алмаз – это обычный углерод, одна из его кристаллических форм. В лаборатории активно исследуют метод выращивания искусственных алмазов из газовой фазы.
Алексей Горбачев, заведующий лабораторией физики СВЧ разряда ИПФ РАН
На этом экскурсия закончилась. Мы благодарим ИПФ РАН и Михаила Юрьевича Глявина за интересный рассказ, надеемся, в следующий приезд он продолжится.