Специалисты из Научно-исследовательского института кардиологии в Томске разработали и внедрили в клиническую практику технологию для органопротекции и защиты пациентов в сердечно-сосудистой хирургии.
Актуальной проблемой в кардиохирургии считается защита пациента от агрессивных факторов операционного стресса. Если во время операции применять методы органопротекции, то частота осложнений станет ниже, а клинические исходы в кардиохирургии лучше.
По мнению Николая Каменщикова, старшего научного сотрудника отделения сердечно-сосудистой хирургии, врача-анестезиолога-реаниматолога НИИ кардиологии Томского НИМЦ, одно из важных направлений в области интраоперационной защиты пациентов - это изучение фундаментальных механизмов действия, разработка клинических протоколов и внедрение технологий защиты органов в практику здравоохранения, основанных на доставке оксида азота (NO) при операциях на сердце и магистральных сосудах в условиях искусственного кровообращения.
Оксид азота - это важное биорегуляторныое соединение в организме человека. Спектр его воздействий варьируется от контроля артериального давления до моделирования первичного иммунитета. При определенных режимах дозирования и оптимального времени экспозиции, NO обладает кардио- и нефропротективными свойствами в кардиохирургии.
Томские кардиологи предложили технологию доставки окиси азота при кардиохирургических вмешательствах во время остановки сердца и проведения искусственного кровообращения. Для эго они модернизировали аппарат сердечно-легочного обхода.
— Оксид азота применяется в кардиохирургии ингаляционно, для снижения давления в сосудах легких, — говорит Николай Каменщиков. — Однако его применение в таком режиме не позволяет рассчитывать на полноценное системное воздействие и реализацию защитных механизмов по целому ряду причин: во время вмешательства легкие «выключены» из кровотока и молекула NO не доходит до конечных органов-мишеней; крайне небольшой период распада молекулы также не позволяет транслировать ее эффекты вне легких и, таким образом, классический ингаляционный путь введения NO не может воздействовать на организм в самые критические моменты вмешательства. Предложенная технология позволяет во-первых доставлять NO в системный кровоток и, соответственно, ко всем органам и тканям и во-вторых меняет традиционные представления о его терапевтическом значении исключительно как вазодилататора (агента расширяющего сосуды) малого круга (системы кровообращения легких).
Такая технология уменьшает повреждение сердца и почек во время операции. Сейчас авторы изучают ее влияние на головной мозг и органы брюшной полости. Они доказали снижение частоты послеоперационных осложнений и отметили тенденцию к снижению срока пребывания больных в отделении интенсивной терапии и стационаре. Кроме того, было зарегистрировано быстрое восстановление основных показателей органной функции пациентов до исходных дооперационных значений, а также более благоприятное течение послеоперационного периода. В кардиохирургической практике России и мира эта технология является уникальной. При широком внедрении в практическое здравоохранение она позволит улучшить кратко- и долгосрочные результаты лечения пациентов кардиохирургического профиля, а также потенциально позволит сэкономить до 1 миллиарда долларов США для системы здравоохранения РФ за счет снижение затрат на лечение осложнений в сердечно-сосудистой хирургии.
Ученые НИИ кардиологии Томского НИМЦ получили 12 патентов РФ по этой теме. Их результаты опубликованы в ведущих мировых высокорейтинговых медицинских журналах. (Journal Thoracic and Cardiovascular Surgery 2019, 2021; Annals of Intensive Care 2020).
Фото на странице: National Cancer Institute / Фотобанк Unsplash