Процесс разработки конституционных поправок идет полным ходом. Изменения коснутся не только сферы государственного управления и экономики, но и науки. Члены рабочей группы уже одобрили 117 поправок, некоторые из которых посвящены значимости науки для развития России. Для Российской академии наук и научного сообщества важно, что после конституционных и законодательных изменений наука в стране переходит на федеральный законодательный уровень, следовательно и финансирование будет идти из федерального бюджета. Однако пока ждать законодательных изменений не стоит. По словам Хабриевой, конституционные поправки связаны в большей степени с повышением авторитета и привлекательностью научной деятельности.  Эти и другие подробности представила на пресс-конференции академик РАН, сопредседатель рабочей группы по изменению Конституции Талия Ярулловна Хабриева.

"Впервые регулирование вопросов науки поднимается на уровень ведения страны", — отметила Хабриева. "Важно то, что поправки поддержал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Я убеждена, что поправки дадут импульс новым научным исследованиям".

НОВЫЕ ДЕТАЛИ

Деятельность рабочей группы, созданной президентом России для подготовки поправок к Конституции, вступает в завершающую стадию. На данный момент одобрено более 117 поправок к тексту Конституции. Из них 18 поправок будет внесены в Главу 3. Они затрагивают 39 статей, 3 из которых будут новыми. 

Для Российской академии наук важно то, что были приняты предложения по внесению изменений в Конституцию, которые укрепляют роль науки. 2 поправки получили одобрение — они прошли не только этап рассмотрения тематическими подгруппами и рабочей группой, но и комитетом Государственной Думы. Напомню, что речь идет о том, что на самый высокий уровень поднимается регулирование вопросов научно-технологического развития. Это отражено в статье 71 главы 3. Эта статья определяет основу федеральной политики и федеральных программ в области научно-технологического развития, которая относится к ведению Российской Федерации. Это значит, что научно-технологическое развитие будет регулироваться федеральными законами. Также мы рассчитываем на финансирование из федерального бюджета. 

В действующей версии Конституции эти вопросы регулируются статьей 72, где говорится о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Эта норма сохраняется. При этом впервые в новейшей истории России регулирование в области науки поднимается на уровень 71 статьи. 

ЖДАТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНЕ О НАУКЕ?

Сейчас важно дождаться окончательной редакции, в которой будут приняты поправки к Конституции. Я вижу необходимость концептуального изменения в законе, ведь он был принят в 90-х гг. и неоднократно "латался". Поэтому нужно исходить из тех поправок, которые будут приняты, и от концепции закона, которая будет в дальнейшем принята. Та версия, которая первоначально предлагалась — мало давала Российской академии наук и научному сообществу, ведь в законе было множество отсылочных норм. Смысла принимать такой закон, наверное, не было. 

Мы рассчитываем, что новое руководство министерства науки и высшего образования приложит силы, чтобы этот закон стал работающим инструментом. 

ИЗМЕНИТСЯ ЛИ РОЛЬ АКАДЕМИИ НАУК ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИИ И В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ?

Российская академия наук, согласно действующему закону, имеет достаточно полномочий, которых в истории новой России она не имела, например экспертная функция. И важнее, наверное, в полной мере реализовать то, что уже определено законом. С другой стороны, многое определяется не столько наличием конституционных или иных норм, сколько повышением авторитета и привлекательностью занятием наукой. А расширение конституционных положений как раз работает именно на эту идею. 

Главное чтобы то, чего мы достигли, не было обнулено. Это самое важное, о чем также говорил президент Владимир Путин. Вот для чего ставится такой конституционный барьер.

Подробнее — в нашем видео.