0 комментариев 461

Глубоко под вулканом Шивелуч на Камчатке содержится много воды

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) изучили небольшие минералы, образовавшиеся из примитивной магмы вулкана Шивелуч на Камчатке, и обнаружили, что в вулкане содержится много воды. Открытие поможет ученым получить представление о «водных системах» других вулканов, сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в журнале Contributions to Mineralogy and Petrology.

«Минералы в этих конкрециях сохраняют следы того, что происходило на ранней стадии эволюции магмы, глубоко в земной коре», – отметили авторы работы. Они сосредоточились на минерале под названием амфибол, образовавшийся на глубине 23,6-28,8 километров и выброшенный на поверхность во время одного из извержений. По этому минералу можно судить о содержании воды в земле под вулканом.

Уникальный химический состав минерала показал, что массовая доля воды в нем достигает 10-14%. Большинство вулканов содержат менее 1% воды. Для вулканов зоны субдукции (зоны на границе литосферных плит) среднее значение обычно составляет 4%, редко превышает 8%.

«Единственный способ получить примитивные, первозданные материалы при низких температурах – это добавить много-много воды, – поясняют исследователи. – Добавление воды в породу имеет тот же эффект, что и добавление соли в лед: вы понижаете точку плавления. В этом случае воды так много, что температура снижается до точки, при которой амфиболы могут кристаллизоваться».

Шивелуч – действующий вулкан на полуострове Камчатка и самый северный их действующих вулканов полуострова. За последние 10 тысяч лет он пережил более 40 сильных извержений. Одно из сильнейших извержений было в 1964 году. В последние годы Шивелуч также извергается, выбрасывая в воздух огромные столбы пепла и дыма.

[Фото: MICHAEL KRAWCZYNSKI, WASHINGTON UNIVERSITY IN ST. LOUIS]