Физики из НИЯУ МИФИ и ИОФ РАН разработали способ обнаружения микротрещин в зубах помощью лазера и наночастиц

Коллектив физиков из Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ) и Института общей физики имени А.М. Прохорова предложили метод обнаружения скрытых микротрещин и участков накопления патогенной микрофлоры с помощью лазера и наночастиц на поверхности зубной эмали, сообщает РИА Новости. Результаты исследования опубликованы в “Laser Physics Letters”.

Ранняя диагностика кариеса и микротрещин зубной эмали крайне важна для предотвращения зубных заболеваний. Российские физики предложили проводить ее методом лазерно-индуцированной флуоресцентной диагностики. Для этого зубы обрабатывают специальным составом, а затем облучают лазером.

"Эксперименты проводились с использованием лазерного электронного спектроанализатора и видеофлуоресцентной системы. В состав для предварительной обработки зубов вошло соединение фтаолоцианина алюминия (nAlPc) в виде наночастиц с препаратом Protelan MST-35: миристоил саркозинат натрия и натрия метил кокоил таурат (оба активно используются в косметике и при производстве зубной пасты)", - рассказал РИА Новости профессор НИЯУ МИФИ Виктор Лощенов.

Ранние исследования взаимодействия nAlPc с поверхностной зубной эмалью показали низкоинтенсивную флуоресценцию nAlPc. По мнению ученых, это связано со слабой активацией поверхностных молекул nAlPc патогенной микрофлорой. Поэтому они предприняли попытку повысить чувствительность наночастиц к микрофлоре путем введения дополнительных компонент.

Измерения взаимодействия модельного соединения (коллоид nAlPc с Protelan MST-35 и дополнительные компоненты) с зубной эмалью показали, что высокоинтенсивная флуоресценция появляется в микротрещинах эмали через 3 минуты после нанесения соединения на зубы (ранее – через 30 минут). Это объясняется предварительной активацией nAlPc сурфактантом при встрече с патогенной микрофлорой.

Статистический анализ результатов выявил значимое отличие обработанных зубов от зубов из контрольной группы. Как утверждают авторы работы, метод может стать весьма полезным в стоматологии для выявления микротрещин в "здоровых" зубах.

кариес лазерно-индуцированная флуоресцентная диагностика микротрещины зубной эмали