Физика главная из наук. Другие науки (астрономия, биология) стали настоящими точными науками только тогда, когда усвоили физическую методологию. Владение этой методологией необходимо любому активному человеку в современном интеллектуальном обществе. Вы не пожалеете, что выбрали физику!

А.Ф. Андреев

Это признание в любви от ученого к науке еще долго будет передаваться в среде студентов-физиков, которым посчастливилось быть учениками академика Александра Федоровича Андреева. Он был выдающимся ученым, его именем назван предсказанный им эффект квантовой физики, и все же для многих поколений замечательных исследователей Андреев-учитель будет, возможно, даже важнее Андреева-ученого.

В том, что академик понимал и культивировал идеи настоящей, с большой буквы, научной Школы, нет ничего удивительного. Он был последним из учеников великого физика, нобелевского лауреата Льва Давидовича Ландау. А затем, в течение многих лет, руководил Институтом физических проблем РАН, носящим имя другого нобелевского лауреата, Петра Леонидовича Капицы. И каждый из этих великих физиков закладывал фундамент той Школы, которую поддерживал и развивал А.Ф. Андреев.

«Он [Л.Д. Ландау] был объективен. Дилетанты в теоретической физике не нужны. С ними Ландау и боролся. По счету я стал 32-м, кто сдал все экзамены. Получалось, один-два человека в год выдерживали это испытание. Впрочем, такого количества теоретиков вполне хватало — "товар-то штучный", как говорится… Все, кто сдал теорминимум Ландау, стали хорошими теоретиками, а в общей сложности таких было чуть больше сорока человек», — рассказывал академик в интервью порталу «Правда.ру».

Существование эффекта «андреевского отражения», который будет носить его имя и принесет академику всемирную славу, ученый обнаружил, когда ему было 23 года. Он ехал в метро на работу, и на станции «Октябрьская» на него, по его словам, «опустилось озарение». А.Ф. Андреев никогда не считал найденный им эффект особеннее или важнее других, открытых им, но так уж получилось, что именно он оказался востребован другими учеными.

«Суть понятия "андреевское отражение" в том, что это отражение носителей заряда (электронов и дырок), падающих из нормального металла на границу со сверхпроводником, при котором происходит изменение знаков массы и заряда носителей: электрон превращается в дырку, а дырка — в электрон. Если при классическом зеркальном отражении угол падения, как известно, равен углу отражения, то в данном случае отраженный носитель заряда (частица или волна) движется обратно точно по той же траектории», — объяснял ученый суть эффекта.

Академика А.Ф. Андреева не стало 14 марта 2023 г. И все же он будет продолжать жить — в его семье, в его учениках, во всем, что было им когда-либо создано. Светлая память этому замечательному ученому.

Фото на странице: Санкт-Петербургская Школа