Не было ни богачей, ни бедняков, ни знати, ни простолюдинов. В масках все двери были открыты

Не было ни богачей, ни бедняков, ни знати, ни простолюдинов. В масках все двери были открыты

Источник: Houcine Ncib / Фотобанк Unsplash

Карнавальные костюмы считаются неотъемлемой частью новогоднего празднования. Все утренники традиционно сопровождаются танцами и песнями маленьких мальчиков-зайчиков, девочек-снежинок и совместными попытками зажечь новогоднюю елочку не без помощи любимых Снегурочки и Деда Мороза. Однако только сейчас маскарады прочно перешли в детские руки. Согласно опросу телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция», только 3% респондентов переодеваются в карнавальные костюмы к Новому году. Теперь маскарады остались преимущественно в советских кинолентах. Но так было далеко не всегда. Костюмированные балы вошли в моду при Петре I и почти на 200 лет стали главной изюминкой всех новогодних празднований. История карнавалов — в нашем материале.

Корнями из Древнего Рима

Свое начало маскарады берут в Древнем Риме, где люди совершенно разных социальных статусов, будь то патриции или плебеи, хозяева или рабы, праздновали вместе Сатурналии, декабрьский праздник в честь Сатурна. На несколько дней низшие сословия менялись местами с высшими, любой раб мог облачиться в одеяния свободного человека и отправиться в публичный дом. Такие переодевания — самый настоящий «протомаскарад». 

Венецианская маска — один из самых узнаваемых символов карнавала

Венецианская маска — один из самых узнаваемых символов карнавала

Фото: Марианна Еркнапешян / «Научная Россия»

Европа Средних веков отличалась строгостью церковных уставов, однако и тогда существовали маскарады, традиции которых протянулись до современных европейских стран: крайне популярны немецкий карнавал Фашинг (Фастнахт), французский Марди Гра, который переводится не иначе как «жирный вторник». Все эти карнавальные действа — аналог славянской Масленицы. 

Но настоящей столицей маскарадов считается Венеция. Сразу на ум приходит знаменитая венецианская маска — традиционный символ ежегодного венецианского карнавала. Если бы Италию XVIII в. нужно было описать одним словом, им бы стала маска. По полгода богачи и бедняки, знать и простолюдины не снимали маски, все двери были открыты: в карнавальном костюме можно было прийти на заседание суда, в монастырь и даже в королевский дворец.

В 1162 г. народное гуляние по случаю победы венецианцев во главе с дожем Витале II Микьелем над патриархом Аквилеи Ульрихом II переросло в ежегодное карнавальное шествие. В 1296 г. венецианский сенат объявил его государственным праздником, но горожане переходили все нравственные границы, поэтому епископы запретили празднество. Оно возродилось только в 1979 г. в виде венецианского карнавала, ежегодно привлекающего туристов со всего мира.

Маскарады Петра Великого
Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна Неизвестный художник первой трети XVIII в. 

Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна Неизвестный художник первой трети XVIII в. 

Помпезность маскарадов не могла не приглянуться и России, славившейся любовью к шумным пирам. Не перенять традицию было невозможно. Официальное празднование Нового года продиктовал в 1699 г. указ Петра I. Он велел «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Доподлинно известно об интересе государя ко всему европейскому, что и стало поводом для появления в стране костюмированных балов. Однако в отличие от европейских традиций праздник был только для знати. Петр лично продумывал сценарии торжества и давал указания, в каких костюмах должны явиться придворные. 

Наряды, как правило, были тематическими и представляли разные эпохи — от князя Владимира до Ивана Грозного. Гости катались на санях под радостные крики и звон колоколов. Петр полностью планировал все действие процессии, назначая каждому участнику определенную роль и речь, которую он должен был произнести в определенный момент.

Самым ярким и подробно описанным зрелищем стало шествие, проходившее в Москве в 1722 г. по случаю благополучно заключенного Ништадского мира, завершившего победоносную войну России со Швецией. Такого праздника город не видал со дня своего основания — на улицах прошел маскарад, в котором приняли участие все выдающиеся сановники и вельможи того времени, даже царица Екатерина, герцог Голштинский и др. Как всегда, костюмы и правила карнавала регламентировал сам царь. 

На целых пять дней маскарадное шествие заполонило улицы Москвы, приводя толпу в трепет. По улицам проехали 60 конных экипажей и саней, украшенных под парусники, галеры и турецкие фелюги. Среди наряженных придворных были Бахус на бочке, в санях в виде гигантских раковин с морскими коньками восседал сам Нептун. Праздник не обошелся без трубачей с литаврами и барабанами, испанок в гондолах, дворянок в украшенных санях, голландских моряков и купцов. Дамы и господа прикрывали верхние части лиц характерными масками «Домино». 

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900

Источник: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург / Виртуальный Русский музей

Маскарад прогремел на весь город. Но участвовать в нем могли только приближенные к императору. Жители наблюдали за шествием с обочин дорог и из окон домов. 

Не осталась в стороне и Анна Иоанновна, которая пожелала продолжить традиции пышных карнавалов и в 1731 г. по случаю первой годовщины своего восшествия на престол устроила бал-маскарад. При императрице стали особенно популярны маски из папье-маше и костюмированные образы из итальянской комедии дель арте — Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекины. 

Перехватила эстафету Елизавета Петровна и ввела в моду интересный обычай: она любила наряжаться и наряжать придворных и представителей именитого купечества в одежду противоположного пола. Такой вид карнавала она назвала «метаморфозой» — женщины наряжались в мужские костюмы, а мужчины приходили в дамских платьях. Масштаб события был настолько огромен, что новость об очередном праздновании уходила далеко за пределы страны. Главный ответ, почему Елизавета любила наряжаться в мужские костюмы, прост — они ей шли. По свидетельствам современников, императрица была на редкость изящна и стройна, а костюм выгодно подчеркивал ее длинные ноги. 

Георг Христоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках. 1748

Георг Христоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках. 1748

А вот устраивать маскарады в канун Нового года стали во времена Екатерины II. Придворных можно было увидеть в уже знакомых образах героев комедии дель арте, или комедии масок. А сама императрица удивляла всех нарядными платьями русского фасона — глухого неширокого нижнего платья с длинными рукавами и молдавана — верхнего распашного платья без рукавов. Пресса писала: «Для балов в торжественные дни и для выездов носят дамы русские платья из тафты и из разных, как английских, так и французских, материй; рукава бывают одинакового цвета с юбкой; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями, по приличию платья».

При Екатерине празднования проходили в Зимнем дворце. Торжества собирали до 4 тыс. участников. Гости развлекались в свое удовольствие: катались на каруселях, рассматривали ярмарочные ряды и буфеты прямо посреди залов дворца. К тому же императрица придумала добавить к обычному «конный маскарад», участники которого в костюмах ездили верхом на лошадях. 

Маскарады настолько приглянулись знати, что стали проводиться с поводом и без повода. С 1837 г. ежегодно в течение 37 лет проходили рождественские маскарады в петербургском Михайловском манеже.

Борис Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909

Борис Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909

Источник: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург / Виртуальный Русский музей

XIX в. ознаменовал расцвет рождественских маскарадов. Их любила устраивать творческая интеллигенция и буржуазия. К празднованиям присоединились и дети. Яркий образ запечатлел Борис Кустодиев, изобразив на картине «Дети в маскарадных костюмах» своих детей — Ирину и Кирилла в облачениях дамы и кавалера из XVII–XVIII вв. В доме художника под Новый год всегда проходили костюмированные вечера с множеством приглашенных гостей. 

Описание новогоднего карнавала можно найти в книге «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева: «Все девочки превратились в цыганок и русалок… Шумела папиросная бумага плащей и юбочек, на проволочных стеблях раскачивались искусственные розы, струились шелковые ленты бубнов».

Яркая традиция, вовлекшая практически каждый дом, потеряла свою популярность при Николае I, а при Александре III уже никто не облачался в праздничные костюмы. Однако при Николае II, последнем императоре, в 1903 г. состоялся пышный бал-маскарад в Зимнем дворце в честь 290-летия династии Романовых.

Новогодние праздники — детям рабочих

После прихода большевиков к власти в 1917 г. они не очень противились празднованию Нового года. В.И. Ленин лично участвовал в детских новогодних праздниках: в 1919 г. он посетил лесную школу в московских Сокольниках, где была организована первая детская елка. Но при И.В. Сталине запреты ужесточились — в 1929 г. вышел декрет, согласно которому Новый Год и Рождество были объявлены рабочими днями и перестали считаться праздниками. Вместе с этим запретили вырубку и продажу елей, добровольцы даже ходили по квартирам и проверяли исполнение закона.  

Советская детская писательница Ирина Токмакова вспоминала: «Светлый праздник Рождества Христова был под запретом, а тот, кто вздумает его отмечать, мог поплатиться работой, а то и вовсе свободой, и угодить за решетку». Вместе с праздниками исчезли и маскарадные костюмы.

Традиция возродилась в 1935 г. по инициативе первого секретаря Киевского обкома ВКП и второго секретаря ЦК ВКП Украинской ССР Павла Петровича Постышева, который писал в «Правде»: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

Дед-Мороз, Снегурочка и Снеговик среди московских школьников на празднике Новогодней елки в Кремлевском Дворце съездов, 1971 г.

Дед-Мороз, Снегурочка и Снеговик среди московских школьников на празднике Новогодней елки в Кремлевском Дворце съездов, 1971 г.

Источник: Владимир Иванов / РИА Новости

Праздник вернулся. Только елки проводились уже не рождественские, а новогодние, ведь в то время правительство строго придерживалось курса борьбы с религией. Первая советская публичная новогодняя елка состоялась в Колонном зале Дома Союзов в 1937 г. А спустя десять лет 1 января снова приобрело статус всесоюзного праздника и стало выходным днем. Вместе с торжеством вернулись маскарады. Только теперь в новогодние костюмы переодевались преимущественно дети на утренниках в детских садах и школах, во дворцах пионеров и в театрах юного зрителя. Костюмы, как правило, шили родители. Самыми популярными образами для детишек становились мальчики-зайчики и девочки-снежинки.

Лев Разумовский. Эскиз маски «Звездочет»

Лев Разумовский. Эскиз маски «Звездочет»

Маска, я тебя знаю!

Вместе с костюмами вернулись и маски. Они стали символом праздника не только для детей, но и для взрослых. Изначально маски мастерили дома или на кружках, а позднее и в розничной продаже. В Советском союзе карнавальные маски производились в Воронеже, Ржеве, Вышнем Волочке, Каунасе, Саратове, Ленинграде, Ярославле, Липецке и других городах на разных фабриках. 

Вышли маски в массовое производство к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 г. Сперва на предприятии мастера рисовали эскизы и вручную лепили образцы карнавальных масок, а затем изготавливали гипсовые формы. По ним делались копии из папье-маше. Их оставляли на просушку бытовыми электрообогревателями, после чего обрезали, шпаклевали, грунтовали раствором, состоявшим из олифы, мела и столярного клея, затем расписывали вручную по заготовкам художников. После покраски и высыхания маски покрывали бесцветным нитролаком. Наконец, приклеивали этикетку и крепили резинку. Готово, праздник может отправляться в каждый дом. 

Один из авторов популярных масок того времени — живописец Лев Разумовский. Потеряв на войне руку, он смог отучиться на скульптора и устроиться на фабрику «Ленигрушка». Разумовский создал эскизы к серии масок по мотивам пушкинских сказок. А самыми популярными и тиражируемыми изделиями фабрики стали маски «Дедки» и «Бабки», которые так полюбились на детских и взрослых праздниках.  

Источники

Музейная Москва онлайн. «Новогодний маскарад» (Музей Москвы)

Российская газета. Какие новогодние традиции остались лишь в советских фильмах

Аргументы и факты. Костюмированное веселье. Как проходили маскарады в XIX в.

Культура РФ. Маска, я тебя знаю. История новогодних маскарадных костюмов

Фото на странице: Mohd Alkharji / Фотобанк Unsplash

Фото на главной странице сайта: freepik / Фотобанк Freepik