На планете Земля не хватает крупных млекопитающих: сегодня только в африканских заповедниках наблюдается биомасса травоядных животных, соответствующая производству растений, - пишет eurekalert.org.

Биологические исследования неоднократно демонстрировали, что отношения между производителем и потребителем регулируются законом масштабирования. Международная исследовательская группа теперь изучила, можно ли воспроизвести этот закон природы во взаимосвязи между производством растений в районе и количеством крупных травоядных, которые пасутся на них. Исследование показывает, что Африка - единственный континент, на котором действует закон масштабирования.

В июне 2021 года началось Десятилетие восстановления экосистем Организации Объединенных Наций. 115 стран взяли на себя обязательство восстановить до миллиарда гектаров природы во всем мире.

По мнению группы исследователей из Орхусского университета и Университета Сассекса, одной из самых больших проблем будет восстановление исторических и доисторических пастбищ крупных млекопитающих. К какому уровню восстановления мы должны стремиться? Сколько нам понадобится крупных травоядных? И как мы собираемся сосуществовать с этими большими животными?

Исследователи изучили нынешнюю низкую плотность крупных травоядных в научной статье в Журнале прикладной экологии. В статье они рассчитали исходный уровень для крупных животных на основе соотношения производителей и потребителей, то есть растений и травоядных в природных заповедниках в Африке. Они подчеркивают, что эта взаимосвязь между производителями и потребителями применяется ко всем экосистемам и биомам, подразумевая тесную корреляцию между производимой биомассой и биомассой зависимых потребителей. Однако после исследования плотности крупных травоядных животных в заповедниках по всему миру исследователи смогли найти такую ​​тесную корреляцию только на одном континенте: в Африке. На других континентах они обнаружили явные признаки обеднения фауны даже в охраняемых природных территориях.

«Африканские экосистемы обладают богатой видами фауны млекопитающих и большой биомассой крупных травоядных животных, которые в значительной степени связаны с продуктивностью растений, - говорит Камилла Флёйгаард из Департамента экологии Орхусского университета и руководитель исследовательской группы. - Но мы не можем найти эту закономерность на других континентах, и в целом биомасса крупных травоядных намного ниже, чем мы ожидали, учитывая уровень продуктивности», - добавляет она.

Исследование включает данные по охраняемым территориям, заповедникам и нескольким проектам восстановления лесов в Европе. Исследователи обнаружили существенные различия, поскольку биомасса крупных травоядных животных в естественных районах составляла менее одной десятой биомассы, наблюдаемой на огороженных участках с восстановленной фауной травоядных.

«Это наводит на размышления, что даже на многих охраняемых территориях количество крупных травоядных составляет лишь часть того, что на самом деле они могут выдержать, - говорит Камилла Флёйгаард. - Несмотря на то, что крупные травоядные животные бродят по ландшафту в течение миллионов лет, кажется, что мы привыкли к ландшафтам, почти полностью лишенным их, и мы пришли к тому, чтобы принять это как естественное положение вещей».

«Возвращение крупных животных имеет решающее значение для восстановления самоподдерживающихся экосистем и сохранения биоразнообразия, но это будет нелегко, - говорит Расмус Эйрнес, старший научный сотрудник Орхусского университета. - Крупные животные доставляют беспокойство, потому что они вредят посевам, нарушают движение транспорта и, как правило, просто мешают. Это потребует политической приверженности и тщательного физического планирования, включая огороженные заповедники».