На этой неделе в Национальном центре «Россия» проходит просветительский марафон «Знание.Наука» — крупнейший проект Российского общества «Знание». Одной из животрепещущих тем обсуждения стало развитие искусственного интеллекта. С докладом по этой теме выступил Иван Валерьевич Оселедец — кандидат физико-математических наук, профессор РАН, генеральный директор Института искусственного интеллекта AIRI.
Марафон «Знание.Наука» традиционно вызывает интерес у молодых людей. Не стал исключением и этот раз: в концертном зале Национального центра «Россия» собралось много школьников и студентов первых курсов — тех, кому, возможно, еще предстоит использовать искусственный интеллект в будущих исследованиях. Впрочем, тема актуальна не только для них: сейчас искусственный интеллект развивается так стремительно, что многих это вдохновляет, но многих и пугает.
И.В. Оселедец рассказал о том, в каком направлении сейчас развивается искусственный интеллект и куда он будет двигаться в ближайшем будущем, а также напомнил об истории его создания. По словам ученого, сейчас можно наблюдать смену парадигм: если раньше разработчики стремились собрать огромный массив больших данных, то со временем возникла необходимость в «цифровизации самого процесса мышления». В этом заключается принцип «думать шаг за шагом»: чтобы ответить на вопрос, нужно сделать несколько шагов, провести цепочку логических рассуждений — именно этот механизм сейчас пытаются привить большим языковым моделям. DeepSeek сделал этот процесс наглядным: в ответ на запрос модель генерирует длинное рассуждение, в конце которого предлагает ответ. В этом направлении ведутся разработки и в Институте AIRI.
«Есть практический пример, которым я очень горжусь. Мы сделали медицинского ассистента. Ему ставится задача: допустим, у меня болит спина. Если спросить у Google или Яндекса, они выдадут все болезни мира. А наша задача — задавать уточняющие вопросы так, чтобы поставить диагноз не хуже профессионала. Но как происходит клиническое мышление врача? Мы пригласили врачей — один из них играл роль врача-диагноста, а второй — пациента с определенным диагнозом. В итоге мы собрали цепочки рассуждений, и оказалось, что их нужно не миллионы, а несколько тысяч. И этого достаточно для того, чтобы разбить задачу на 6 подзадач, построить мультиагентную систему из 16 агентов, которая с постановкой диагноза уже сейчас справляется лучше, чем в обычной терапии. Теперь у нас есть огромное количество цепочек, которые мы можем использовать для обучения моделей. Поэтому, когда вам будут рассказывать, что надо собрать большие данные и все будет хорошо, не верьте, пожалуйста! Нужно не просто собирать данные, а цифровизовывать способы принятия решений», — рассказал И.В. Оселедец.
В конце выступления ученый ответил на вопросы слушателей. Как и практически всегда в дискуссиях об искусственном интеллекте, многие выражали опасения: а не слишком ли быстро развивается ИИ? Не вытеснит ли он человека, и может быть, следует его ограничить? На это гендиректор Института AIRI ответил, что лучше не пытаться ограничить ИИ, а стремиться применять его там, где он действительно полезен.
«У человечества есть большое количество проблем — с лекарствами, медициной, образованием. И в некоторых странах даже не стоит вопрос о том, чтобы заменить учителя или врача — их попросту нет. А теперь представьте, какие возможности открывает ИИ для людей во всем мире. Нужно пытаться применять его для решения сложных задач, где действительно необходимы помощники. И у нас в стране таких задач много», — подчеркнул И.В. Оселедец.
В частности, ученый отметил, что искусственный интеллект уже сейчас способствует развитию реверс-инжиниринга: когда по нескольким снимкам или по одной сломанной детали нужно восстановить чертеж всего аппарата. Это особенно актуально для современной российской промышленности.
Фото: Кирилл Тодоров / «Научная Россия»
 
				 
					 
					 
					 
						 
						 
						 
						 
						 
						 
					 
					 
					 
					



















 
			 
			 
			