В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Конструкторы науки», посвященная «научным» зданиям послевоенного СССР, а также ученым, которые трудились в их стенах. В год 300-летия РАН кураторы выставки пригласили гостей музея к погружению в противоречивую эпоху, когда типовое массовое строительство сталкивалось с монументальностью единичных проектов. Выставка проходит с 21 июня 2024 г. по 15 сентября 2024 г.

Выставка представлена в пространстве анфилады главного здания Музея архитектуры и состоит из пяти тематических разделов. Идея проекта — показать собирательный образ ученого, конструировавшего новый мир и менявшего жизнь советских людей, и рассказать о поисках архитекторов в сфере строительства специализированных зданий и общественных центров для ученых. Первый раздел выставки раскрывает образ ученого-творца, второй раздел рассказывает об эпохе, в которой он жил, третий раздел посвящен архитектуре научных институтов, центральный зал выставки освещает долгую историю рождения главного здания Академии наук, и, наконец, завершает экспозицию раздел, посвященный архитектуре городов науки.

 

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

«Это яркая, сложная и необычная тема. Мы впервые подступились к изучению зданий, предназначенных для научной деятельности, и к истории создания специальных населенных пунктов для жизни и работы ученых. Для нас было очень радостно, что именно РАН предложила нам взяться за такую тему. Совместными усилиями мы пополнили научные знания об этом архитектурном периоде», — рассказала директор музея Наталья Шашкова.

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

Проект складывался непросто. Свидетельства того времени не были систематизированы или изучены, и потому более чем двум десяткам партнеров музея пришлось приложить много усилий, чтобы собрать воедино материал для целостного и красивого рассказа. Выставка наглядно демонстрирует, что архитектура науки 50-х, 60-х и 70-х гг. ХХ в. столь же эмоциональна и ярка, как и любая другая.

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

«Из сложности проекта родилась одна из самых ценных для нас идей: делать героем этой выставки не только архитектуру, но и ученого, героя советской культуры. С началом эпохи оттепели ученый действительно стал знаковой фигурой фильмов, книг и иных художественных произведений. Через него мы и пытались рассказать о научных зданиях и городах науки», — сообщила заведующая отделом хранения архитектурно-графических фондов XX–XXI вв. Ксения Александровна Кокорина.

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

Кураторы выставки поставили перед собой задачу передать тот духовный подъем, который ощущался в эпоху освоения космоса. С этой целью была выбрана яркая цветовая палитра оформления выставки, обыкновенно несвойственная музею. Выбор элементов и экспонатов был направлен на то, чтобы попытаться «схватить» ощущение радости и легкости.

«Мне кажется очень ценным, что при подготовке экспозиции мы получили возможность поговорить об архитектуре, которая очень редко оказывается в фокусе внимания исследователей. Практически никогда не попадает в фокус внимания выставочных проектов. Это и типовая архитектура, которая даже не всегда ценится, но ее было очень много среди научно-исследовательской архитектуры и в городах науки», — уточнила главный научный сотрудник музея Юлия Дмитриевна Старостенко.

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

Типовая застройка в понимании кураторов выставки — это тоже часть эпохи, не менее значимая, чем полет Юрия Гагарина, первый спутник или первый атомный ледокол. Через нее тоже возможно отразить эпоху во всей ее многогранности, даже несмотря на кажущуюся «скучность», и на ней выставка акцентирует внимание так же, как и на единичных и заметных проектах вроде здания Президиума РАН.