Источник фото - ru.123rf.com

Российские ученые вместе с зарубежными коллегами выяснили, что популярный подход к борьбе с тяжелыми металлами в почвах — добавление гипса — не только не работает, но и вредит. Минерал повышает биодоступность токсичных элементов, а потому растения сильнее их накапливают и хуже растут. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Chemosphere.

Тяжелые металлы используются во всех областях промышленности и вместе с выбросами от предприятий — в первую очередь металлургических и горнодобывающих — оказываются в окружающей среде. Они легко попадают из почв и воды внутрь растений, где могут встраиваться в метаболические пути и нарушать их. В результате организм хуже растет и может погибнуть, но самая большая опасность в том, что такие отравленные металлами растения могут оказаться на обеденном столе человека. Вначале это не оказывает негативного влияния, но по мере накопления развиваются различные заболевания: например, кадмий нарушает фосфорно-кальциевый обмен, отчего особенно страдают кости. Важно не допустить попадания в организм тяжелых металлов из почвы — то есть снизить их биодоступность. Один из способов — добавить гипс, который также является сельскохозяйственным удобрением, но результаты экспериментов ученых из РУДН (Москва), МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва), Института экологии растений и животных УрО РАН (Екатеринбург) и их зарубежных коллег говорят об обратном.

«Некоторые исследователи предлагают добавлять гипс для снижения фитотоксичности металлов. Однако для реальных грунтов, собранных в полевых условиях, доказательства эффективности гипса ограничены. Нам удалось найти только одно исследование, в котором оценивается эффективность гипсовой добавки для почвы, загрязненной горнодобывающей деятельностью», — рассказывает профессор Александр Неаман, Ph.D., Университет Аустраль де Чили (Чили).

Исследователи взяли образцы почв в таежной области недалеко от города Ревда (Свердловская область, Россия). В конце 1930-х годов здесь был открыт Среднеуральский медеплавильный завод — с тех пор в регионе накапливались диоксид серы и твердые частицы с медью, кадмием, свинцом, цинком и другими токсичными металлами. Авторы измерили содержание опасных элементов в пробах, а потом разделили их на две части: в одну добавляли гипс, а в другую нет. Чтобы сымитировать реальные условия, почвы то высушивали, то увлажняли, а после этого в них высадили многолетний плевел — это популярное в сельском хозяйстве кормовое растение, которое еще и очень чувствительно к содержанию в земле тяжелых металлов.

Спустя три недели выращивания ученые обнаружили, что на гипсованной загрязненной почве растения оказываются вдвое меньше по размеру и массе, чем на просто загрязненной. Кроме того, минеральная добавка увеличила содержание биодоступных форм токсичных металлов в почве и, соответственно, в растении. Так, определяемая концентрация марганца в грунте с гипсом оказалась в два раза выше, чем без него: в результате трава «забирала» больше элемента — разница оказалась одиннадцатикратной.

«Наше исследование — первая попытка признать проблему опасности гипса при обработке природных почв, загрязненных металлами. Добавление минерала не уменьшило фитотоксичность элементов, но хуже того — привело к усилению их поглощения растениями. Таким образом, использование гипса не только неэффективно, но и представляет собой неадекватную практику рекультивации почв», — подводит итог кандидат биологических наук Эльвира Довлетярова, директор аграрно-технологического института РУДН.

Информация предоставлена пресс-службой Российского научного фонда