Космос, его развитие, изучение, создание уникальных аппаратов и даже экологическая работа в космосе – вот далеко не полный перечень проектов, которые сегодня реализуют российские университеты в рамках федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». Рассказываем о том, как эти вузы формировали историю отечественного покорения космоса и что сегодня создают ученые для стратегической отрасли страны.

Команда МГТУ им. Н.Э. Баумана на космодроме Байконур

Команда МГТУ им. Н.Э. Баумана на космодроме Байконур

 

Они были первыми!

История Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана неразрывно связана с отечественным ракетостроением и космонавтикой. А фраза «Они были первыми!» точно про Бауманку и ее выпускников. Ведь именно они стали лучшими конструкторами в истории авиа- и ракетостроения! Сергей Павлович Королев, Игорь Владимирович Бармин, Андрей Николаевич Туполев и многие другие. Среди российских и советских космонавтов также через одного можно встретить выпускников МГТУ. Третья женщина-космонавт Елена Владимировна Кондакова, космонавт, совершивший восемь выходов в открытый космос, генеральный конструктор РКК «Энергия» и заведующий кафедрой СМ3 МГТУ Владимир Алексеевич Соловьев и еще 11 космонавтов окончили в свое время Московское высшее техническое училище.

Сегодня МГТУ является главным вузом по подготовке кадров для Госкорпорации «Роскосмос», ведутся совместные разработки. В рамках программы «Приоритет 2030» в МГТУ им. Н.Э. Баумана ведутся работы по обеспечению исследовательской, технологической и кадровой готовности страны к переходу на новый технологический уклад и глобальному лидерству в научно-технической сфере. Наша программа развития охватывает науку и инновации, образование, команду, систему управления и инфраструктуру.

«Самые яркие космические проекты этого года – Бауманский старт и конкурс „Космический десант“. 18 марта был произведен старт ракеты-носителя „Союз-2.1а“ с транспортным пилотируемым кораблем „Союз МС-21“. Уникальность запуска заключается в том, что экипаж полностью состоял из троих выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, а на ракете был изображен герб университета», – рассказывает ректор Михаил Гордин.

ГУАП создает уникальный стенд бортовой космической сети

В тревожное предвоенное время зимой 1941 года на карте учебных заведений страны появился новый вуз – Ленинградский авиационный, который сегодня известен каждому, кто соприкасается с темой космических исследований, под именем «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП). С 1985 года институт стал головным в стране в области целевой интенсивной подготовки специалистов, а c 1989 года одним из первых в стране приступил к подготовке инженеров-исследователей.

Сегодня в первом аэрокосмическом вузе России по программе «Приоритет 2030» завершается работа по созданию уникального лабораторного стенда бортовой космической сети SpaceWire. На этом стенде будет представлено полностью российское оборудование, работающее по перспективному стандарту передачи данных SpaceWire. В ближайшем будущем это позволит сотрудничать с индустриальными компаниями, у которых есть необходимость тестировать свое оборудование, и подтверждать, что оно соответствует стандартам SpaceWire.

Сотрудники кафедры аэрокосмических компьютерных и программных систем тестируют программу

Сотрудники кафедры аэрокосмических компьютерных и программных систем тестируют программу

 

«SpaceWire – один из стандартов коммуникационных бортовых сетей космических и летательных аппаратов. Он должен обеспечивать совместимость с различными видами оборудования и многофункциональное использование конечных элементов и подсистем. Мы хотим сделать этот стенд уникальной научной установкой, зарегистрированной в РФ. Сейчас все оборудование закуплено, идет процесс его сборки. Платы и коммутаторы уже размещены на стенде, готовим драйверы и программное обеспечение. Регистрация уникальной научной установки – процесс нескорый, но по графику мы до конца этого года должны завершить работу», – рассказал заведующий кафедрой №14 Института аэрокосмических приборов и систем Валентин Оленев.

Особенностью сети является и то, что она может быть с лёгкостью расширена на большее количество устройств. Это достигается путём подключения коммутатора SpaceWire и организации более сложной сетевой структуры. Также есть возможность производить проверку программного обеспечения различных исследователей и фирм-разработчиков на соответствие стандарту SpaceWire. На сегодняшний день в России нет аналогов данной разработки.

От штурмовиков Ил-2 к спутникам нового поколения

Авиационный институт, ставший ядром нынешнего Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, открылся в Самаре (тогда Куйбышев) в октябре 1942 года. К тому моменту в город было эвакуировано около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. Здесь было развернуто серийное производство штурмовика Ил–2, ставшего самым массовым боевым самолётом в истории авиации. Авиационный институт (КуАИ) стал базой подготовки инженерных кадров для этих предприятий. В послевоенные годы начали развиваться научно-исследовательские работы, связанные с производством новейших образцов авиационной техники. 22 февраля 1966 года Авиационному институту было присвоено имя академика С.П. Королёва.

Разрабатывать собственные космические аппараты специалисты Самарского университета им. С.П. Королёва начали еще в 1980-е годы. Первые спутники «Пион» вышли на орбиту в 1989 году и изучали верхние слои атмосферы. С 1989 по 1992 год было запущено шесть спутников из этой серии.

В лаборатории Самарского университета им. С.П. Королева

В лаборатории Самарского университета им. С.П. Королева

 

«В 2013 году было запущено два спутника „АИСТ-1“ с научным оборудованием для изучения магнитного поля Земли и столкновений на низких орбитах с космической пылью. В апреле 2016 года с космодрома „Восточный“ на орбиту был выведен малый космический аппарат (МКА) „Аист-2Д“. Его разработкой занимались ученые Самарского университета им. С.П. Королёва совместно со специалистами ракетно-космического центра „Прогресс“. „Аист-2Д“ создан для научных экспериментов и дистанционного зондирования Земли. На данный момент он отснял более 68 млн кв. км земной поверхности и сегодня продолжает успешно работать на орбите. Сегодня ученые Самарского университета им. С.П. Королёва в рамках реализации программы „Приоритет 2030“ ведут работу над малым космическим аппаратом третьего поколения семейства „АИСТ“», – обозначил вклад вуза в развитие космоса ректор Владимир Богатырев.

По оценкам экспертов RAEX, университет входит в тройку лучших вузов России по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника».

Космонавты учатся в МАИ

Московский авиационный институт (МАИ) – лидер среди всех гражданских университетов по числу выпускников, совершивших полёт в космос. Из стен МАИ вышло 23 лётчика-космонавта. В настоящее время в отряде космонавтов – три выпускника и четыре аспиранта МАИ. 

Стратегический проект №1 МАИ, реализуемый в рамках гранта программы «Приоритет 2030», посвящён в том числе космосу. Среди прочего, стратпроект «Будущие аэрокосмические рынки – 2050» предполагает обеспечение лидерства МАИ в сегменте космических систем и услуг при использовании космической связи.

«Более 3500 наших студентов проходят обучение в интересах ракетно-космической промышленности. Наш университет сотрудничает с ведущими разработчиками и производителями ракетно-космической техники, и во время обучения студенты получают опыт работы над перспективными проектами предприятий ГК „Роскосмос“. При этом стоит отметить, что и космонавты идут учиться в МАИ. В настоящий момент в аспирантуре МАИ обучаются шесть космонавтов-испытателей и три специалиста Центра подготовки космонавтов. Причём один из них, Анатолий Иванишин, поступал к нам, находясь на борту Международной космической станции. Все аспиранты пришли со своими научными задачами, связанными с направлениями Федеральной космической программы. Например, среди них есть проект по информационной модели оператора комплексного динамического тренажёра или работа по автоматизации и планированию подготовки экипажей пилотируемых космических кораблей», – пояснил проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Шемяков.

Студенты МАИ изучают строение ракеты

Студенты МАИ изучают строение ракеты

 

Также в рамках реализации программы развития МАИ открывает новые сетевые образовательные программы. В интересах космической индустрии совместно с Амурским государственным университетом действует программа подготовки кадров для космодрома «Восточный».

В космосе наведут порядок и улучшат экологию

В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) подготовка по ракетным специальностям началась еще в 1965 году. За 57 лет вуз выпустил более 2400 специалистов по авиаракетным направлениям подготовки, которые работают на предприятиях практически всей страны – от Калининграда до Комсомольска-на-Амуре.

Сегодня здесь в рамках реализации гранта федеральной программы «Приоритет 2030» продолжается разработка авиационных и ракетных двигателей. Теме космической экологии посвящен один из стратегических проектов университета. По словам и.о. ректора ОмГТУ Дмитрия Маевского, исследования в области ракетно-космического машиностроения позволят снизить техногенное воздействие на окружающую среду и повысят экономическую эффективность ракетно-космической деятельности.

«В 2021 году начата работа совместно с „Роскосмосом“ по очистке космического пространства и созданию двигателей для малых космических аппаратов. Уверен, что потенциал всех участников процесса усилит позицию каждого и обеспечит вхождение России в топ-5 стран, располагающих технологиями снижения техногенного воздействия на экологию космоса, к 2030 году», – рассказал о космической работе университета Дмитрий Маевский.

В лабораториях ОмГТУ разрабатывают технологию осушки топливных баков ракет-носителей

В лабораториях ОмГТУ разрабатывают технологию осушки топливных баков ракет-носителей

 

Среди перспективных проектов – разработки в области снижения техногенного воздействия на окружающую среду и очистки околоземного космического пространства от космического мусора. Ученые Омского политеха проводят исследования по созданию нового материала и конструкций отделяющихся частей ракеты-носителя из него, что приведет к их утилизации на траектории спуска отделившихся элементов конструкции.

Гагарин объединяет молодежь СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Космические исследования в стенах Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского начались за четыре года до знаменательного полета Юрия Гагарина: при университете работала Станция наблюдений. Здесь наряду с традиционными визуальными наблюдениями спутников на протяжении многих лет выполнялась полная астрометрическая обработка фотографических наблюдений, проводившихся на станциях Астрономического совета АН СССР в различных точках земного шара.

Наиболее важным достижением СГУ в области космических исследований явились разработка и создание под руководством профессора Ю.А. Склярова (1931–2014) спутниковой аппаратуры для измерения составляющих радиационного баланса Земли. Она успешно работает в космосе и в настоящее время: измеритель отраженной коротковолновой радиации ИКОР-М – на борту ИСЗ «Метеор-М» №2, а измеритель солнечной постоянной ИСП-2М – на геостационарном спутнике «Электро-Л».

А сегодня космическая тематика – это неотъемлемая часть жизни студентов СГУ.

Студенты СГУ им. Н.Г. Чернышевского на кино-арт-фестивале «Гагарин.doc»

Студенты СГУ им. Н.Г. Чернышевского на кино-арт-фестивале «Гагарин.doc»

 

«Саратовский университет является одним из организаторов Всероссийского открытого кино-арт-фестиваля „Гагарин.doc“. В его рамках проходят научно-популярные лекции, круглые столы, конкурс короткометражных фильмов „Первый!“, творческие встречи, выставки и многое другое. В этом году „Гагарин.doc“ открылся вчера, 11 апреля, и это уже VI Фестиваль, который объединяет вокруг себя творческую молодёжь, опытных наставников и всех, кто любит космос», – поделился информационно-просветительской миссией вуза ректор Алексей Чумаченко.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой федеральной программы Минобрнауки России "Приоритет 2030"
 

Источники фото: пресс-службы вузов