Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю. Велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание <…>. Музей — одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания — высшей цели исторической науки.

К.Н. Бестужев-Рюмин

Чуть более 150 лет назад «высшим соизволением» Его Императорского Величества Александра II в Москве началось строительство Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича, будущего Александра III. Согласно замыслу его основателей, среди которых был и известный русский археолог граф Алексей Сергеевич Уваров, музей должен был охватить всю историю нашей страны и даже более, уходя в глубь веков. На реализацию этой грандиозной задачи у строителей ушло без малого 11 лет.

Портрет графа А.С. Уварова. Художник Н.Е. Рачков. 1885 г.

Портрет графа А.С. Уварова. Художник Н.Е. Рачков. 1885 г.

Источник: ГИМ

Проекту музея, несмотря на его значительность и внимание со стороны правительства, в процессе возведения пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Близость Красной площади и особый статус будущего здания обязывали основателей скрупулезно выбирать все детали его внешнего и внутреннего убранства. Между графом А.С. Уваровым и историком И.Е. Забелиным шли ожесточенные споры, в результате которых была избрана следующая концепция: чтобы гармонично вписать музей в окружающую среду, фасад должен был напоминать о памятниках зодчества XVI в.

Российские архитекторы представили комиссии несколько проектов, из которых была выбрана работа художника В.И. Шервуда под названием «Отечество». Исторический музей должен был быть выполнен из красного кирпича, как и стены Кремля, а его внешние элементы — напоминать кремлевские башни и декор собора Василия Блаженного, находившегося напротив. Внутри же интерьеры залов были подчинены исторической логике и оформлялись в соответствии с той эпохой, которой были посвящены.

Финансирование проекта стало еще одной проблемой. Средств, которые жертвовали меценаты, не хватало, и потому организаторам пришлось взять ссуду в более чем миллион рублей. И хотя государство через три года начало выделять музею субсидии, а еще через пять лет присвоило ему правительственный статус, на выплату кредита впоследствии уйдет почти 30 лет.

Статус императорского музея как помогал строительству, так и замедлял его. По изначальному замыслу архитекторов, входная группа музея должна была демонстрировать посетителю историю русского народа от язычества до христианства. Владельцы здания считали иначе: центральная композиция должна быть посвящена родословному древу императорского рода. Самодержавие оказалось значительнее народности.

Портрет императора Александра II. Ф.А. Меркин. 1875 г.

Портрет императора Александра II. Ф.А. Меркин. 1875 г.

Источник: ГИМ

Главной победой графа А.С. Уварова и И.Е. Забелина можно считать экспозицию музея. По предложению архитектора она должна была состоять из произведений искусства, созданных на исторические мотивы. Уваров считал, что такой подход неверен, что исторический музей должен показывать своим гостям подлинные предметы, свидетельства ушедших эпох. Первую коллекцию предоставили сам А.С. Уваров и его супруга.

9 июня 1883 г., спустя 11 лет после начала строительства, Исторический музей наконец был открыт. Хотя он пока не был закончен — работали лишь 11 залов первого этажа. До начала революции 1917 г. музей успеют расширить еще на пять залов, добравшись до периода Смутного времени. За последующие годы своего существования музею предстояло пережить еще множество трудностей и проблем. Однако стойкость и любовь к исторической науке, заложенные в него самими основателями, остаются главными отличительными чертами музея, сохраняющимися и по сей день.

Источник фото в тексте и на главной странице: ГИМ