Исполнилось 83 года выдающемуся физику академику Радию Ивановичу Илькаеву.

Многолетний руководитель Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики , а позже научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ внес неоценимый вклад в развитие физико-математических методов, связанных с созданием ядерного оружия.

Основные научные работы лауреата Государственных премий СССР и РФ академика Илькаева посвящены теоретической и экспериментальной ядерной физике, физике плазмы, лазерному термоядерному синтезу.

По инициативе заслуженного деятеля науки академика Илькаева РФЯЦ-ВНИИЭФ стал участвовать в работах ЦЕРН по реализации глобального проекта «Большой адронный коллайдер» с целью изучения свойств «первоматерии», то есть кварк-глюонной плазмы, из которой состояла Вселенная в начале ее возникновения. РФЯЦ –ВНИИЭФ разрабатывал уникальные детекторы фотонного и мюонного спектрометров, входящих в физическое оборудование эксперимента ALICE в составе этого проекта.

Под руководством почетного гражданина Нижнего Новгорода и Сарова Илькаева разработана концепция сверхмощной лазерной установки «Искра-6», основанная на лазере петаваттного уровня «Луч».

Почетный научный руководитель РФЯЦ–ВНИИЭФ – автор нескольких сотен научных работ, а за труды по популяризации науки академик Илькаев награжден премией РАН.

Поздравляем Радия Ивановича с днем рождения! Желаем крепкого здоровья, научного долголетия и новых успехов в деле популяризации науки!

Предлагаем вашему вниманию интервью академика Илькаева, опубликованное на нашем портале.

Фото из архива "Научная Россия".