211 лет назад родился выдающийся российский врач и учёный Николай Пирогов. Крахмальный бинт, эфирный наркоз, гипсовая повязка, система сортировки раненых, служба медицинских сестер: благодаря этим и другим изобретениям и внедрениям в лечебную практику он получил мировую известность и навсегда вошел в историю медицины. Многие из них используются в здравоохранении и сегодня.

Медициной и всем что с ней связано Пирогов интересовался еще с раннего детства. Это заслуга семейного врача Пироговых – известного московского доктора, профессора Московского университета, хирурга, анатома и судебного медика Ефрема Мухина. И каждый раз после его ухода маленький Коля перевоплощался в доктора - накидывал на плечи белое полотенце, брал в руки трубку и, изображая из себя врача, брался за лечение домашних.

Именно детские забавы и подтолкнули Николая к мысли заняться медициной по-настоящему. В 1824 году под влиянием Ефрема Мухина он поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета и начинает обучаться профессии хирурга. Параллельно с этим, находясь в сложном финансовом положении, он устроился в анатомический театр, получив, таким образом, более глубокие, чем у его однокурсников, знания в области анатомии.

В 1828 году Пирогов закончил университет и получил степень лекаря. После этого ему предложили стать воспитанником Профессорского института, работавшего в Дерпте и занимавшегося подготовкой будущих профессоров для российских высших учебных заведений. Там он работал в течение пяти лет, после чего успешно защитил диссертацию по теме «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством?» и в составе группы из 11 человек был отправлен в Берлинский университет».

В Германии он работал бок о бок с выдающимися немецкими хирургами. По истечении двух лет он вернулся  на Родину обратно в Дерпт, где благодаря своему опыту и знаниям быстро стал известным на всю округу. По воспоминаниям современников, с легкостью брался за такие операции, которые до него никто не делал, - ринопластика,  литотамии, ампутации, удаление опухолей. Его мастерство называли фантастическим.

 

Операция Пирогова

В 1841 году Пирогов отправился в Санкт-Петербург, где стал руководителем кафедры хирургии в Медико-хирургической академии Петербурга и одновременно создал первую в России хирургическую клинику из 2-го Военно-сухопутного госпиталя. Там, помимо обучения военных хирургов, Пирогов занимался переработкой  уже известных способов лечения и созданием новых.

Так, в историю медицины вошла «операция Пирогова» - костнопластический метод удаления голени на уровне лодыжек при вылущивании стопы. Во время операции распил голени производится в районе пяточной кости, что позволяет создать хорошую опорную культю. В то время это был самый прогрессивный способ ампутации конечностей. В 1833 году он предложил новый способ доступа к наружной подвздошной артерии и нижней трети мочеточника, который также получил широкое практическое применение и был назван его именем.

Пирогов изобрел так называемую «ледяную анатомию» - анатомические исследования на замороженных трупах. Так возникла топографическая анатомия -  новая медицинская дисциплина. Спустя некоторое время, ученый опубликовал первый анатомический атлас называвшийся «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях». Атлас и разработанная Пироговым методика стали основой всего последующего развития оперативной хирургии.

Ученый всегда стремился проверять свои методы на практике. В 1840-е годы он начинает внедрение в России эфирного наркоза. В 1847 году он применил его при проведении  ряда операций в военно-полевых условиях — при оса­де ау­ла Сал­ты на Кавказе.  При этом, он настаивал на первоначальном тестировании «восприимчивости пациента» к препарату, исходя из того, что реакция организма на наркоз у каждого пациента разная. Кроме того, именно тогда Пирогов предложил применять йод в качестве антисептика, обнаружив, что тот помогает избежать заражения крови.

 

 

На Крымской войне

Огромную роль в деятельности Николая Пирогова сыграла Крымская война 1853—1856 годов. Прибыв в действующую армию, Пирогов столкнулся с нехваткой врачей, лекарств и перевязочных материалов, при этом раненые находились в ужасном положении. «С 20-х чисел октября здесь находилось более 10 тысяч раненых, из них около половины тяжелых, которых как собак бросили ... на земле, на нарах, целые недели они не были перевязаны и даже не накормлены», - вспоминал он позднее.

Он начал с того, что ввел сортировку раненых по категориям, которых было пять: безнадёжные, требующие безотлагательной помощи, способные пережить доставку в госпиталь, подлежащие отправке в госпиталь и легкораненые. Это упорядочило работу медиков и ускорило оказание помощи раненым с учётом их потребностей. Послеоперационные больные были им разделены на две категории: чистые и гнойные. Больные второй группы помещались в отдельных гангренозных отделениях.

В Севастополе Пирогов впервые в истории медицины применил гипсовую повязку, которая позволила ускорить процесс заживления переломов и избавила многих солдат и офицеров от уродливого искривления конечностей. По его инициативе в русской армии  появились сестры милосердия. Самой известной среди них стала Даша Севастопольская – Дарья Лаврентьевна Михайлова, бывшая маркитантка.

Для обеспечения безопасности врачей и раненых он разработал комплекс дезинфекционных мер:  проводил противогнилостное лечение ран, используя йодную настойку и раствор азотнокислого серебра, постоянно требовал, чтобы врачи мыли руки спиртом или раствором хлорной извести, удаляя тем самым «вредоносные ферменты».

В итоге, благодаря деятельности Пирогова уровень смертности среди раненых резко сократился, а сам хирург стал широко известен. «Нет солдата под Севастополем, нет солдатки или матроски, которая не благословляла бы имени г. Пирогова и не учила бы своего ребёнка произносить это имя с благоговением. Если есть в настоящее время личности, которым сердце отдаёт охотно и безраздельно лучшие свои симпатии, то, конечно, к таким личностям принадлежит г. Пирогов», - писал поэт Николай Некрасов.

 

Последние годы

После войны Пирогов попал в опалу. За критику главнокомандующего Крымской армией князя Меньшикова и всей военной системы в целом, Николай Иванович был вынужден уйти из Медико-хирургической академии, а несколько позже с поста попечителя Одесского и Киевского учебных округов.

Но высокий профессионализм и уровень знаний по-прежнему делали его востребованным специалистом. В 1859 году его пригласили осмотреть германского канцлера Отто Бисмарка, а в 1862 году он прооперировал национального героя Италии Джузеппе Гарибальди, раненного в сражении при Аспромонте. Он стал членом нескольких иностранных академий и в этом качестве выезжал на фронт во время франко-прусской (1870-1871) и русско-турецкой (1877-1878) войн.

«К концу своей жизни он сделал огромное для того времени количество операций на сосудах: восемьдесят. Это колоссально много. Ни у кого в Европе такого опыта не было, оперировать сосуды было высшим пилотажем хирургии», — рассказал в беседе с RT заместитель председателя Российского общества историков медицины Сергей Глянцев.

23 ноября 1881 года Николай Пирогов умер от рака в своём имении Вишня под Винницей. 

 

Материал подготовлен по открытым источникам

 

Источник изображения: Википедия (Общественное достояние)