Двигательная пассивность космонавтов во время космических полетов представляет опасность для их мышц, - пишет eurekalert.org со ссылкой на «Журнал физиологии».

Ученые смоделировали воздействие на организм человека 21-дневных космических полетов и условий жизни в среде с низкой гравитацией, как, например, на Луне или на Марсе.

Во время космических полетов люди подвергаются воздействию состояния микрогравитации, когда гравитационное поле намного слабее, чем на Земле. В таких же условиях человек будет чувствовать себя, обитая на Луне или Марсе. Ситуация микрогравитации имеет негативные последствия для многих органов, систем и функций организма, включая кости, мышцы, а также сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Кроме того, астронавты в космосе существуют в условиях недостатка кислорода.

Митохондрии в клетках используют кислород для получения энергии в процессе окислительного метаболизма. Люди задействуют для движения мышцы, которым для сохранения активности нужен кислородный обмен. Исследователи оценили механизмы получения кислорода во время физических упражнений на примере разгибателей колена одной ноги у 11 активных мужчин. Митохондриальное дыхание также оценивали по волокнам скелетных мышц путем биопсии. Безусловно, «гипоксическая» среда космического полета или будущих планетных миров ухудшает функционирование мышц.

Однако результаты исследования выявили, что гораздо более выраженное отрицательное влияние имеет отсутствие движения, а не кислорода. Ослабления мышц после воздействия микрогравитации не усугубляется гипоксией. Если это подтвердится, то повлияет на терапевтические и реабилитационные действия в отношении космонавтов: коррекция гипоксии может быть менее критичной, чем коррекция физической пассивности

Бруно Грасси, главный исследователь проекта, заявил: «Это исследование поможет подготовить космонавтов к космическим полетам и улучшит наше понимание того, как мышцы реагируют на длительные периоды бездействия в связи с гипоксией».

Исследование важно также для пациентов с хроническими заболеваниями, характеризующимися неподвижностью и гипоксией.