23 июня прошло онлайн-заседание Совета РАН по космосу на тему: «Космос и общество». Заседание посвящено необычной теме: космос как безусловный фактор консолидации общества, одно из ключевых оснований национального самосознания, предмет национальной гордости.

Член-корреспондент РАН Илья Касавин выступил с докладом на тему "Космос – большой вызов и глобальный проект". Он начал с результатов опроса ВЦИОМ, который был проведён всего 10 лет назад, в 2011 году: "32% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Боюсь, что это характеризует не только нашу страну, это общемировая тенденция".

Он отметил: "Истоки космического проекта уходят вглубь веков, их очень сложно проследить, а завершение этого проекта практически невозможно предугадать. По всей видимости, история человечества не сталкивалась с бОльшим вызовом, чем космический проект. <...>. У меня есть гипотеза, что предками астрономов были степные охотники и пастухи - первые наблюдатели открытого ночного неба в степи и саванне, которые были в сопровождении собак и лошадей. Образы этих диких животных символизировали собой власть над дикой природой и сыграли фундаментальную роль в формировании астрономических понятий и методов. Здесь имеют место две главные метафоры: с одной стороны, упомянутая собака - звёзды надо зафиксировать как координаты. С другой стороны - движение планет - восьмёрки - подобны лошадиным путам. Эту восьмёрку в плоскости эклиптики описывали планеты в астрономической модели Евдокса. Он поставил задачу распутывания лошадиных пут, то есть выражение видимого, петлеобразного движения планет с помощью нескольких гомоцентрических сфер, объединённых единым центром, но различающихся по направлению осей вращения и скорости направления. Именно благодаря тому, что эти две метафоры сошлись, с одной стороны, координаты, с другой стороны,  круговые движения, с помощью которых надо описать, античная астрономия стала провозвестником новой временной революции в естествознании" .

Источник фото: Пресс-служба Института Философии Российской Академии Наук