Самка и самец Gammarus aequicauda. Источник: Владимир Яковенко

Самка и самец Gammarus aequicauda. Источник: Владимир Яковенко

 

Ученые выяснили, что, если в гиперсоленом озере Мойнаки на западе Крыма или другом подобном водоеме наладить разведение рачков-гаммарусов (Gammarus aequicauda), можно будет ежегодно получать до 800 тонн этих ракообразных. К такому выводу авторы пришли, проанализировав годовые и сезонные изменения численности вида в этом природном водоеме. Биомассу гаммаруса можно использовать для корма рыб, кур и уток, поэтому его разведение в водоемах, которые из-за высокой солености никак не используются, — перспективная задача. Результаты исследования, поддержанного грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Aquaculture.

Более 50% всей потребляемой человеком рыбы выращивается искусственно в аквакультуре. Это требует большого количества кормов, в качестве которых часто используются рачки-бокоплавы (Amphipoda). Кроме того, из панцирей рачков-бокоплавов можно получать полимер хитозан, который в медицине применяется как антибактериальный и кровоостанавливающий компонент перевязочных материалов, а в сельском хозяйстве — как вещество для борьбы с грибковыми инфекциями. Следовательно, рачков тоже необходимо специально выращивать, и делать это в условиях сокращения ресурсов пресной воды лучше всего в естественных гиперсоленых водоемах. Они на данный момент практически никак не используются, при этом есть виды ракообразных, устойчивые к высокой солености, для которых такие условия обитания будут комфортны.

Сотрудники Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН (Севастополь) и Иркутского государственного университета (Иркутск) исследовали рачков Gammarus aequicauda — вид бокоплавов, который считается перспективным для разведения в гиперсоленых озерах, поскольку способен существовать при очень высоких концентрациях соли (более 200 грамм на литр — в 5,7 раз больше, чем в Мировом океане). Авторы обнаружили Gammarus aequicauda в озере Мойнаки на западном побережье Крыма и отслеживали их численность здесь 2–3 раза в месяц в течение 1997–1999 и 2018–2023 годов.

Наблюдения показали, что в течение года в озере сменяется три поколения Gammarus aequicauda: первое появляется весной, второе — летом, а третье — осенью. Средняя продолжительность жизни ракообразных при этом составляет примерно 8–9 месяцев. Биологи обнаружили интересную особенность: самцы Gammarus aequicauda, несмотря на то что они генетически относились к одному виду, внешне представляли собой две группы — с розовым и серым панцирем. При этом розовые рачки предпочитали открытые зоны озера, а серые — заросли морской травы руппии.

В целом в водорослях в весенне-летний период обитало примерно в 5–7 раз больше особей, чем в открытой воде. Поздней осенью, когда руппия отмирает, распределение рачков в озере становилось практически равномерным, однако к зиме Gammarus aequicauda уходил к наиболее глубокой центральной части водоема и пережидал холода на дне.

Согласно подсчетам, максимальное количество рачков этого вида в озере Мойнаки было в июле 2019 года. Тогда их численность составила 89 200 особей на кубический метр воды. Если учесть массу рачков, то получается, что в год из одного кубического метра озера можно добыть 550 граммов ракообразных, а со всего водоема — около 880 тонн. Этот показатель в 3,4 раза превышает продуктивность Эгейского моря, в котором налажена успешная добыча рачка.

«Полученные нами данные говорят о том, что разведение и добыча Gammarus aequicauda в гиперсоленых озерах перспективна. Так, если использовать для этой цели озера, по температуре и солености сопоставимые с Мойнаками, то из небольшого водоема площадью в один гектар удастся получить примерно пять тонн рачков (710 килограммов сухого веса). В дальнейшем мы планируем подробнее изучить биологию вида Gammarus aequicauda, чтобы понять, как можно оптимизировать условия его выращивания и получать больше продукции», — рассказывает участник проекта, поддержанного грантом РНФ, Николай Шадрин, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экстремальных экосистем Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Российского научного фонда