0 комментариев 591

Биопластик способен к разложению и в субарктических широтах

Учёные СФУ изучили способность населяющего почвы Эвенкии микробного сообщества метаболизировать биопластик.

Учёные Сибирского федерального университета изучили способность населяющего почвы Эвенкии микробного сообщества метаболизировать биопластик. Испытания проводились на базе Эвенкийского стационара Института леса СО РАН, они стали продолжением многолетнего исследования, ведущегося сотрудниками кафедры. Как пояснила соавтор исследования, профессор базовой кафедры биотехнологии Светлана Прудникова, из-за низких температур в Эвенкии деструкция биополимеров на основе полигидроксиалканоатов (ПГА) происходит не так быстро, как в условиях средней полосы и, тем более, субтропиков. Микроорганизмы, населяющие эвенкийские почвы очень медлительные из-за влияния низких температур, у них заторможенные метаболические процессы.

Тем не менее, как оказалось, эти микроорганизмы незначительно отличаются по видовому составу от тех, что живут южнее. Выявленные штаммы бактерий способны к разложению биопластика: «В изученных образцах фигурирует штамм бактерий Bacillus pumilus, широко распространенный в почве, водоемах и на корнях растений. Среди других обитателей вечной мерзлоты — бактерии Pseudomonas, Variovorax, Rhodococcus, известные способностью разрушать органические загрязнения в почвах. Из микроскопических грибов в этих широтах распространены самые банальные плесневые грибы — аспергиллы и пенициллы. Для качественной „переработки“ биопластика этого имеющегося микробиома более чем достаточно», - рассказала пресс-службе СФУ Светлана Прудникова.

Как пояснила Светлана Прудникова, кроме температуры почвы, важное значение в процессе разложения биопластика имеет и влажность, конкретный состав местной микрофлоры, форма изделия из биопластика. В эксперименте СФУ использовались тонкие плёнки из ПГА. Но благодаря этому было выявлено главное: криогенные почвы способны „поглощать“ биопластик без вредных последствий для окружающей среды. Следовательно, активное внедрение биопластика могло бы принести огромную пользу планете и северным территориям. Подробные результаты исследования опубликованы в журнале Chemosphere.

Источник: news.sfu-kras.ru