Федор Абрамович Блинов.Источник иллюстрации: fhd.multiurok.ru

Федор Абрамович Блинов.

Источник иллюстрации: fhd.multiurok.ru

 

Федор Абрамович Блинов родился в деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Он первый из семьи смог получить «вольную грамоту» — документ, подтверждающий освобождение от крепостной зависимости помещика. Из-за своего крепостного прошлого он точно знал, что именно необходимо улучшить, чтобы физический труд не отнимал все здоровье, а работа при этом становилась эффективнее. Чтобы найти лучшие решения поставленных задач, он занялся самообразованием. Позже писал жене и детям: «…Жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, — в науках силища неодолимая».

В 1879 г. Ф.А. Блинов продемонстрировал «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам», за который 2 октября 1879 г. получил «привилегию» — патент. Считается, что это первый аналог современного гусеничного трактора. Это изобретение оказалось очень удобным в условиях бездорожья. В газетах писали, что это изобретение в будущем будет иметь «громадное экономическое значение».

В газете «Саратовский листок» в январе 1881 г. так описывали изобретение Ф.А. Блинова: «Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава господину Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».

Схема «вагона с бесконечными рельсами» Ф.А. Блинова.Источник иллюстрации: fotocdn.net

Схема «вагона с бесконечными рельсами» Ф.А. Блинова.

Источник иллюстрации: fotocdn.net

 

Затем Блинов, вдохновленный своим успехом, создал повозку, которая двигалась своим ходом благодаря паровому двигателю. Но, к сожалению, среди состоятельных людей, к которым он обращался, не нашлось желающих вложить средства в производство его изобретения фабричным путем. В газете «Каспий» писали: «Экспонент — крестьянин Саратовской губернии Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тыс. рублей, он берется досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но “маршалы зова не слышат”».

Услышали его дети. Справиться с работой на заводе отца помогал старший сын Федора Абрамовича Александр. Там они ремонтировали паровые машины, пилорамы, котлы. Другой сын, Порфирий, рядом с механическим заводом отца построил фабрику, где выпускал отцовские и свои запатентованные изобретения. Так, они снабдили пожарных несколькими тысячами пожарных насосов, обеспечили серийный выпуск нефтяных двигателей. Но одну из новых идей отца, гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания, воплотить не удалось из-за семейного горя. У Ф.А. Блинова в младенческом возрасте скончался внук, затем от чахотки умер сын Александр. Федор Абрамович очень тяжело переживал эти потери — его парализовало…

Память о семейном деле Блиновых бережно хранит музей истории города Балакова, где в том числе находится пожарный насос начала XX в., который был отлит на той самой фабрике в Балакове.

 

Источники

«Самоход» с Волги. Стимул. Журнал об инновациях в России.

Музей истории г. Балакова. Администрация Балаковского муниципального района

Первый в мире гусеничный трактор и его изобретатель. Крамола

Федор Абрамович Блинов. Википедия