Федор Блинов.Источник фото: fhd.multiurok.ru

Федор Блинов.

Источник фото: fhd.multiurok.ru

 

25 июля 1831 года в деревне Никольского Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостных крестьян родился Федор Абрамович Блинов. Он первый из семьи смог получить «вольную грамоту» – документ, который подтверждает освобождение от крепостной зависимости помещика.

Федор Блинов работал бурлаком, кочегаром на Волге, помощником машиниста, занимался и починкой сельскохозяйственного инвентаря, городских карет и других вещей в барской кузнице. Это помогло семье Блиновых выбраться из долгов и своевременно выплачивать денежный оброк, а сам Федор за это время приобрел множество полезных навыков. В труде бурлаков большую роль играли погодные условия: судно намного труднее тянуть, если нет попутного ветра, если на суше песок, а не утоптанная глина, и если река стала более полноводная…  Природу не укротить, но кое-что предпринять всё-таки можно. Так Федор Абрамович пришел к мысли о создании приспособления, которое поможет бурлакам.

Он часто выпрашивал у грамотных людей газеты, книги и журналы о сельскохозяйственных орудиях и снарядах, среди которых были весьма интересные экземпляры, в том числе «Записки императорского русского технического общества». Его интересовали и сельскохозяйственные выставки. В письме жене и детям о сельскохозяйственной выставке в Саратове он писал следующее: «…Тут, в Саратове, убедился: жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, — в науках силища неодолимая».

В 1879 году Федор Блинов продемонстрировал «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам», за который он получил «привилегию» – патент. Считается, что это первый аналог современного гусеничного трактора. Это изобретение оказалось очень удобным в условиях бездорожья. Уже в годы жизни Блинова общественность обратила большое внимание на его изобретение. В газетах писали, что это изобретение в будущем будет иметь «громадное экономическое значение».

Схема вагона с бесконечными рельсами Федора Блинова.Источник фото: fotocdn.net

Схема вагона с бесконечными рельсами Федора Блинова.

Источник фото: fotocdn.net

 

Так изобретение Федора Блинова описывают в газете «Саратовский листок» в январе 1881 года: «Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».

Затем Блинов, вдохновленный своим успехом, создал повозку, которая двигалась своим ходом благодаря паровому двигателю. Но, к сожалению, как бы Блинов не обращался к состоятельным людям, которые могли бы вложить средства в производство его изобретения фабричным путём, таких желающих не оказалось. В газете «Каспий»  писали: «Экспонент — крестьянин Саратовской губернии Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тысяч рублей, он берется досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но “маршалы зова не слышат”».

Услышали дети. Справиться с работой на заводе отца помогал старший сын Федора Александр. Там они ремонтировали паровые машины, пилорамы, котлы. Другой сын, Порфирий, рядом с отцовским механическим заводом построил фабрику, где выпускал отцовские и свои запатентованные изобретения. Так они снабдили пожарных несколькими тысячами пожарных насосов, обеспечили серийный выпуск нефтяных двигателей. Но одну из новых идей отца, гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания, воплотить не удалось из-за семейного горя. У Федора Блинова в младенческом возрасте скончался внук, затем от чахотки умер старший сын Александр. Федор очень тяжело пережил потерю сына - его парализовало… 

Память о семейном деле Блиновых бережно хранит музей истории города Балаково, где, в том числе, находится пожарный насос начала XX века, который был отлит на той самой фабрике в Балакове.

 

Источники:

«Самоход» с Волги. Стимул. Журнал об инновациях в России.

Музей истории г. Балаково. Администрация Балаковского муниципального района

Первый в мире гусеничный трактор и его изобретатель. Крамола

Федор Абрамович Блинов. Википедия