Конка.превью

Памятник «Конке» в Санкт-Петербурге: spbmuzei.ru

 

Экологичный, безопасный, быстрый. В наше время продолжаются споры о том, действительно ли трамвай – транспорт будущего. Несмотря на его преимущества, в некоторых городах задумываются об отказе от трамваев в пользу расширения дорог. Но и в момент изобретения трамваев не все голоса были «за». Как появились трамваи, и какую роль в этом сыграл русский изобретатель Федор Пироцкий?

До того, как железную машину привели в движение электричеством, роль тяги играли кони. Этот транспорт так и называли – конки, а до них - омнибусы. Первые конки появились в США: в Балтиморе, Нью-Йорке, Новом Орлеане в конце XIX века. Этот транспорт не был превосходен. Ехал он со скоростью всего около 8 км/ч, про него даже шутили: «Конка, конка, догони цыпленка». Но «тихий ход» не уменьшал его травмоопасности, особенно в тёмное время суток. К тому же, в среднем на один вагон конки приходилось по 10 лошадей, которые требовали отдыха, ухода и питания. 

Русский инженер Федор Апполонович Пироцкий решил усовершенствовать городские железные дороги и 22 августа (3 сентября) 1880 года в 12 часов дня по заброшенной железнодорожной ветке на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Петербурге прошёл показательный заезд на «вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою». Но и это нововведение не было радужно принято обществом. Чтобы пустить трамваи, владельцам конно-железных дорог потребовалось бы вложить немалые средства, а дополнительных выгод для себя они не видели. Из нововведений конок был разве что второй этаж – империал, проезд там стоил дешевле из-за меньшего комфорта, и там не могли ездить женщины – не по этикету это, в платьях по лестницам забираться. Согласно отчётам, опыты Федора Пироцкого продолжались ещё несколько сентябрьских дней. Несмотря на бОльшую нагрузку – 40 пассажиров – трамвай двигался уже со скоростью около 36 км/ч. 

«Горожане были в восторге от новинки, Пироцкий торжествовал, друзья прочили большое будущее его детищу. Изобретателю пожимали руки, поздравляли…Увы, всё это оказалось преждевременным», - приводят цитату Якова Годеса из книги «Этот новый старый трамвай» на сайте «Электротранспорт Санкт-Петербурга». От недостатка финансирования продолжать эксперименты Федор Пироцкий не стал. Тогда в Санкт-Петербурге был заключён договор с владельцами конно-железной дороги. Новый вид транспорта до момента завершения действия договора (до 1902 года) не предвиделся. Но экспериментами Федора Пироцкого заинтересовались за границей, в том числе интерес проявили братья Сименс, которые уже в 1881 году открыли в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. Независимо от успехов Европы, в 1885 году Лео Дафт запустил электрический трамвай в Америке, но из-за коротких замыканий от этой инновации на какое-то время пришлось отказаться в пользу проверенных временем лошадей. 

До истечения контракта города с владельцами конно-железной дороги Петербурга была найдена «лазейка». Вагоны на электрической тяге пустили по льду Невы. Владельцы конок даже подали в суд на Городскую управу, но в условиях договора было сказано лишь про трамваи на улицах города, про воду – ничего. 

Постоянное курсирование электрических трамваев в Российской Империи началось лишь в 1892 году в Киеве. Осложняло запуск трамваев в столице ещё и то, что планировка Петербурга отличалась от планировки большинства русских городов: линии проходили через 65 мостов, некоторые из них могли не выдержать веса трамвая с пассажирами и их пришлось реконструировать. И чтобы связать все районы города, необходимо было проложить дополнительные 208 км рельсовых путей. Поэтому в столице, Санкт-Петербурге, трамвай появился лишь в 1907 году, 27-м по счёту среди городов империи. Но этот город так и остаётся первым, что испытал новый транспорт.

 

 

первый трамвай

Открытие первого маршрута №4 от Адмиралтейства на Васильевский остров. Мемориальный музей «Разночинный Петербург».  

Источник: spbmmrp.ru

 

Источники: 

Конка. Музей электрического транспорта. 

История трамвая. Музей электрического транспорта. 

Долгий путь к «Витязям», или Как менялся московский трамвай. Официальный сайт мэра Москвы. 

К 175-летию Фёдора Пироцкого, изобретателя трамвая и героя стрит-арта. Электротранспорт Санкт-Петербурга. 

Пироцкий, Фёдор Аполлонович. Википедия. 

История трамвая. Википедия.