Памятник «Конке» в Санкт-Петербурге: spbmuzei.ru

Памятник «Конке» в Санкт-Петербурге: spbmuzei.ru

 

В наше время часто спорят, действительно ли трамвай транспорт будущего. Несмотря на такие его преимущества в сравнении с автобусами, как независимость от дорожных пробок, отсутствие выхлопных газов, в некоторых городах задумываются об отказе от трамваев в пользу расширения дорог. Но даже когда трамваи стали только появляться, не все голоса были за развитие этого транспорта. Где появились первые трамваи и почему немногие разделяли восторг от этого изобретения? Об этом в нашем материале.

До того как вагон на рельсах привели в движение электричеством, роль тяги играли кони, этот вид транспорта так и называли — конки. Они впервые появились в конце XIX в. в США: в Балтиморе, Нью-Йорке, Новом Орлеане. Но конку нельзя было назвать превосходным транспортом. Ехала она со скоростью всего около 8 км/ч, про нее даже шутили: «Конка, конка, догони цыпленка». При этом ее тихий ход не уменьшал травмоопасности, особенно в темное время суток. К тому же в среднем на один вагон конки приходилось по десять лошадей, которые требовали отдыха, ухода и питания. Лошадей также использовали и в транспорте на колесах: в телегах и каретах.

«Если цивилизация будет развиваться по нынешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями… К этой мрачной картине могу добавить темноту… Полагаю, спасение – в электричестве, точнее — в электрической тяге», — приводят цитату из разговора инженера Федора Аполлоновича Пироцкого с его другом, изобретателем первой дуговой лампы Павлом Николаевичем Яблочковым на сайте Indicator.

Ф.А. Пироцкий взялся решить эту цивилизационную проблему и, взяв за основу вагон конки, создал новое средство передвижения, приводившееся в движение при помощи электродвигателя. 3 сентября 1880 г. в 12 часов дня по заброшенной железнодорожной ветке на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Петербурге прошел показательный заезд на «вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою».

«Горожане были в восторге от новинки, Ф.А. Пироцкий торжествовал, друзья прочили большое будущее его детищу. Изобретателю пожимали руки, поздравляли Увы, все это оказалось преждевременным», — приводят цитату автора книги «Этот новый старый трамвай» Я.Г. Годеса на сайте «Электротранспорт Санкт-Петербурга».

Несмотря на то что изобретение Ф.А. Пироцкого обладало очевидными преимуществами перед конками (трамвай отличался более быстрой ездой, в него помещалось бóльшее число пассажиров, а главное, для его движения не нужно было содержать лошадей), оно понравилось не всем, в особенности были против этого транспорта владельцы конок. Для переоборудования конки в трамвай им пришлось бы вложить значительные средства, а дополнительных выгод они для себя не видели.  

Как бы ни хотели Ф.А. Пироцкий и жители Санкт-Петербурга заполонить трамваями весь город, осуществлению желаемого мешал действующий контракт с владельцами конно-железной дороги. До истечения его действия запустить трамвай по улицам Санкт-Петербурга было невозможно. По наступлении холодов вагоны на электрической тяге пустили по льду Невы. Владельцы конок даже подали в суд на городскую управу, но в условиях договора было сказано лишь про трамваи на улицах города, про реки и каналы — ничего. Осложняло запуск трамваев в городе на Неве еще и то, что некоторые мосты могли не выдержать веса трамвая с пассажирами и требовали дополнительного укрепления, что потребовало времени.

Из-за недостатка финансирования Ф.А. Пироцкий не стал продолжать эксперименты, но его изобретением заинтересовались за границей. Уже в 1881 г. немецкий инженер и предприниматель Карл Сименс запустил в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию, а сам вагон своим внешним видом очень напоминал вагон русского изобретателя.

Постоянное курсирование электрических трамваев в Российской империи началось лишь в 1892 г., но это произошло не в столице, Санкт-Петербурге, а в Киеве. Таким образом, хотя трамвай и появился впервые именно в Санкт-Петербурге, город смог его опробовать в деле лишь в 1907 г., после запуска трамвая в 26 других российских городах.

 

Открытие первого маршрута №4 от Адмиралтейства на Васильевский остров. Мемориальный музей «Разночинный Петербург».  Источник: spbmmrp.ru

Открытие первого маршрута №4 от Адмиралтейства на Васильевский остров. Мемориальный музей «Разночинный Петербург».  

Источник: spbmmrp.ru

 

Источники: 

Конка. Музей электрического транспорта. 

История трамвая. Музей электрического транспорта. 

Долгий путь к «Витязям», или Как менялся московский трамвай. Официальный сайт мэра Москвы. 

К 175-летию Фёдора Пироцкого, изобретателя трамвая и героя стрит-арта. Электротранспорт Санкт-Петербурга. 

Фёдор Аполлонович Пироцкий. Википедия. 

История трамвая. Википедия.