Братья Уилбер и Орвилл Райт, известные как американские пионеры авиастроения, уже в детстве заинтересовались этой областью. Однажды отец подарил им игрушечный вертолет размером в 30 см на основе модели французского изобретателя Альфонса Пено, но конструкция из бумаги, бамбука и пробки с круглой резинкой, которая вращала мотор, оказалась не очень прочной для детских игр — игрушка сломалась. И тогда братья решили сделать такую игрушку самостоятельно. Как они говорили потом, это зажгло в них интерес к полетам.
Уилбер и Орвилл с самого детства были верными друзьями, поэтому многие радости и тягости жизни они разделяли друг с другом. Не получив аттестатов об окончании школы, братья решили попробовать свои силы в бизнесе: создали печатный пресс и издавали собственную газету; открыли мастерскую по ремонту велосипедов, а затем наладили и собственное производство.
В 1896 г. на своем планере разбился немецкий инженер Отто Лилиенталь, не справившись с управлением, хотя за его плечами было более 2 тыс. полетов; а в 1899 г. произошло другое трагическое событие — гибель британского авиатора Перси Пилчера. Братья решили, что, пока другие экспериментаторы увеличивают мощность двигателей, они в свое свободное время займутся вопросом повышения безопасности полетов, созданием более надежного способа управления.
На свои собственные средства они решили начать эксперименты по созданию управляемых планеров. Подготовка была серьезной. Чтобы выбрать место для полетов, они тщательно изучали карту, переписывались с пионером авиации Октавом Шанютом и Национальной службой погоды. В результате они выбрали место, где регулярно дуют ветры и есть мягкая поверхность для посадки. Это оказалась долина Китти-Хоук в Северной Каролине, до которой из Дэйтона (штат Огайо) Уилбер и Орвилл добирались на нескольких поездах и паромах.
Братья Райт создали несколько планеров, совершенствуя их конструкции. Один из самых знаменитых — планер 1902 г., за который 22 мая 1906 г. они получили патент США № 821393. В нем впервые была описана система аэродинамического управления. Братья Райт смогли полностью контролировать летательный аппарат по трем осям: продольной, поперечной и вертикальной. В сентябре и октябре 1902 г. они совершили около 1 тыс. полетов, самый длительный продолжался 26 с, за это время планер пролетел 190 м. После этого успеха братья решили создать летательный аппарат уже с двигателем — «Флайер» 1903 г.
Историки авиации спорят, действительно ли братья Райт были первыми создателями управляемых пилотируемых аппаратов с двигателем, так как в конструкции «Флайера» отсутствовали колеса, он нуждался во встречном ветре, есть и некоторые другие расхождения в его конструкции с современными представлениями о летательных аппаратах. Тем не менее именно полет «Флайера» 17 декабря 1903 г. Международная авиационная федерация признает «первым пилотируемым и управляемым полетом аппарата тяжелее воздуха с двигателем».
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.