Ежегодное празднование Международного женского дня было предложено на Второй международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 году. Клара Цеткин выступила с инициативой, и ее поддержали более 100 женщин из 17 стран. Однако четкую дату участники собрания не оговорили. С тех пор этот день «гулял» по календарям. Бывали случаи, когда в одной и той же стране каждый год праздник отмечали в разные дни.
Например, в 1911 году Германия выбрала дату – 19 марта, так как в этот день в 1848 году прошла Мартовская революция в Пруссии. В 1912 году Германия предложила отметить этот день уже 12 мая. 8 марта – дата, которая была обозначена не сразу, а лишь в 1975 году на Генассамблее ООН. Этот день провозгласили днем празднования достижений женщин во всех областях.
История женского дня
Традиция праздника 8 Марта стала укрепляться после того, как в 1914 году женщины Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, России, США и других стран провели митинги солидарности в этот день. Некоторые считают, что дата была выбрана в память о забастовках работниц в США, прошедших 8 марта в 1857 и 1908 годах. Интересно, что он также связан с событиями в Российской империи. В 1917 году в этот день (по старому стилю 23 февраля) началась забастовка ткачих в Петрограде. Считается, что она положила начало Февральской революции.
У этого праздника есть и свои цвета: фиолетовый (пурпурный), зеленый и белый. Они были предложены еще во времена борьбы британского Женского социально-политического союза в 1908 году. Пурпурный символизировал справедливость, зеленый – надежду, а белый – чистоту.
В процессе долгой борьбы за приобретение прав и возможностей, чаще всего звучали лозунги об избирательном праве и улучшении условий труда. Однако события повлияли и на восприятие женщин в обществе, на работе, в искусстве, а также в науке и образовании.
Право на образование
Двери университетов были закрыты для женщин. В знатных семьях девушек обучали дома, при этом их учеба часто сводилась к знанию языков, умению вести светскую беседу, играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать. Примеры вроде Марии Болконской из романа Толстого, чаще встречались на страницах книг, чем в реальной жизни. О женщинах более низких сословий речи не шло совсем. Несмотря на то, что Российская империя одной из первых учредила младшие школы для девочек, этот шаг не давал девушкам возможность получить полноценное образование, которым они могли бы обеспечить себя и свои потребности в будущем.
В 1861 году журналистка и борец за права женщин Жюли-Виктуар Добье стала первой студенткой, а после выпуска – бакалавром университета Лиона. Это стало очень важным шагом на пути к получению высшего образования среди женщин. Для самой Жюли путь к высшему образованию был не простым: девушка из небогатой семьи самостоятельно обучилась читать и писать, с помощью брата освоила латынь, древнегреческий, немецкий, географию и историю. С 20 лет работала гувернанткой, получила диплом учителя, но до высшего образования было еще далеко. В 1859 году она написала эссе «Бедная женщина в XIX веке», где высказала мнение о том, что нищета среди женщин связана с отсутствием возможности получать высшее образование. За этот труд она потом получила премию Академии наук и словесности в Лионе.
Женское образование вышло на повестку в борьбе за права женщин в 60-е гг. XIX века. Университетский диплом приравнивался к независимости от мужской поддержки, возможности взять жизнь в свои руки и реализоваться как профессионал. До 80-х гг. девушки учились преимущественно в пансионах при монастырях. Однако Добье решает попытать счастье и сдать экзамены для получения диплома бакалавра. Парижская Академия ей отказала, а Лионский университет позволил слушать лекции по истории и зарубежной литературе. На это во многом повлияла петиция «Женской газеты», написанная еще в 30-е гг. Добье сдала экзамены, но в выдаче диплома ей отказал министр просвещения Гюстав Руланд. За девушку вступилась лично императрица Евгения, жена Наполеона III. В 1863 году диплом бакалавра получили всего две женщины, в 1892-м — 10, а в 1920 — высшее образование освоили 1000 женщин.
Российская империя
В Российской империи в крупных университетах создали Высшие женские курсы, но дипломы наряду с мужчинами дамам не выдавали. За образованием богатые девушки уезжали в Европу. Впервые вопрос женского образования в Российской империи поднял критик М.Л. Михайлов в статье «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе». Ее напечатали в «Собеседнике» в 1852 году. Идеи о женском равноправии продолжили развивать Добролюбов, Писарев, Герцен, Чернышевский.
Уезжая за образованием, девушкам иногда приходилось вступать в фиктивные браки. Дело в том, что в XIX
веке женщины в Российской империи не имели собственного паспорта. Их вписывали в документ отца или мужа. Яркий пример – Софья Васильевна Ковалевская, первая в Российской империи женщина – профессор (да еще и математик). Ее отец отказал ей в учебе за границей. Тогда она заключила фиктивный брак с молодым ученым Владимиром Ковалевским и уехала учиться в Кёнисберг. Девушка работала в области теории потенциала, математической физики, небесной механики. Нашла решения для многих классических задач, с которыми не могли справиться ее предшественники. В 1889 году получила большую премию Парижской академии за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка.
Женское движение в Российской империи поддерживалось, в первую очередь, женщинами из высших и средних слоев населения, которые могли найти время на благотворительность и культурно-просветительскую работу. Активные действия начались параллельно с реформами 1860-х гг., которые были признаны либеральными. В 1858 году начали открываться женские училища для всех сословий. В 1863 году открыли свои двери и высшие учебные заведения. Девушки могли посещать лекции, но все еще не могли официально поступать в университет. Однако появлялись специальные курсы с программой, приравненной к университетской. Самые известные – Бестужевские, созданные в 1878 году. После таких курсов девушки могли преподавать или работать в просветительских организациях.
Появляются женщины-первопроходцы в разных науках: первая в России женщина-петрограф и палеонтолог – Е.В. Соломко, теоретик-педагог М.Н. Сиряцкая, зоолог Ю.И. Андрусова, химик В.Е. Богдановская, первая женщина-сотрудница Пулковской обсерватории М.В. Жилова. В 1872 году в Петербурге открывают Высшие женские медицинские курсы. Первой женщиной врачом стала Н.П. Суслова, а первой-женщиной врачом, получившим образование на родине, стала В.А. Кашеварова-Руднева, которая в 1868 году в виде исключения окончила Медико-хирургическую академию.
Так постепенно женщины оканчивали высшие учебные заведения и входили в отечественную науку с новыми идеями, взглядами и открытиями. Больше историй о роли женщин в науке и народном творчестве можно прочесть в серии наших материалов к Международному женскому дню.
Материал подготовлен по данным из открытых источников.
Интересная литература по теме:
А.Н. Шабанова «Очерк женского движения в России»
Фото на странице: Юрий Иванов / РИА Новости