Якоб Гримм родился в 1785 году в семье известного адвоката Филиппа Гримма. Вместе с братом был членом кружка гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре Германии и её фольклору. Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению германистики и лингвистики в самостоятельную научную дисциплину.
Ну кто не знает братьев Гримм и их замечательные, а порой, страшные сказки. Мы сразу вспоминаем историю детей бедного дровосека — Гензель и Гретель, которые чудом уцелели в доме ведьмы. Но есть истории, которые стали настолько популярными в нашей стране, что мы и забыли, кто их авторы. Мультфильм «Бременские музыканты» с его прекрасными песнями тоже создан по мотивам сказки Братьев Гримм, как и история «Красной Шапочки», популярной в России благодаря песне про Африку в исполнении Ольги Рождественской. Все эти истории, на самом деле, пришли к нам из немецкого фольклора. И именно Якоб Гримм внес в его изучение большой вклад, создав труд «Немецкая мифология».
Братьев Якоба и Вильгельма Гримм исследователи относят ко второму периоду немецкого романтизма. Немецкие писатели-романтики обращаются в своих произведениях к духовным узам, к чему-то бесконечному, светлому. Они преданы идеалу. Всё это продиктовано временем. Человек в XIX веке впервые открывал для себя свои чувства. Природа, фантазии, мечты, любовь — становятся основой познания и раскрытия сути человека.
Немаловажным стало то, что романтизм был обращен к богатому наследию древности, средних веков, античности. Это позволяло представителям романтизма через осмысление истории стремиться к новому. И вопросы мифологии занимали одно из важных мест в теории немецких романтиков. Именно в период романтизма рождается интерес к мифологии как самостоятельной области философских, исторических, культурных и фольклорных исследований. Романтизм дал мощный стимул для изучения мифов разных времен и народов.
Братья Гримм рассматривали немецкую мифологию достаточно широко. Это заметно в их сказках. Здесь и история германских племен и народов, их этнография, быт и обычаи.
В 1835 году Якоб Гримм осуществил свой давний замысел — восстановить немецкую мифологию, вернуть ей былой авторитет, объяснить ее и ее значимость для истории Германии. «Основой основ предания является миф», - пишет Якоб Гримм в предисловии своего исследования, имея ввиду веру в богов. В «Немецкой мифологии» Якоб Гримм опирается на фольклорные и исторические источники, на описание быта, рассказы о героях. Важное место занимают религиозные обычаи и суеверия древних германских, романских и даже славянских народов.
Старший из братьев считает, что именно из мифа в процессе литературной эволюции появляются сказка, эпос, легенда и пр. Всё это, по мнению Гримма, творчество коллективной «души народа». Древние мифы и верования вновь обрели жизнь. В них сохранилось описание представлений древних людей о сотворении мира, о природе стихий, о происхождении лесов, животных, о смене дня и ночи, о смерти, судьбе и грехе. Это ярко прослеживается в сказках знаменитых сказочников.
«Немецкая мифология» получила призвание не только в Германии, но и за ее пределами. Это позволило мифологии утвердиться в филологической науке. И это одно из главных достояний Якоба Гримма.
Источник фото: Wikipedia