0 комментариев 543

300 миллионов лет назад атмосфера Земли была богата железной пылью

Ученые из США проанализировали пыль возрастом 300 миллионов лет и выяснили, что в ней содержалось в два раза больше железа, чем в современной пыли. Получая этот элемент, морские фотосинтезирующие организмы стали быстро развиваться.

Ученые из США проанализировали пыль возрастом 300 миллионов лет и выяснили, что в ней содержалось в два раза больше железа, чем в современной пыли. Получая этот элемент, морские фотосинтезирующие организмы стали быстро развиваться, сообщает пресс-служба Университета Оклахомы. Выводы ученых появились в журнале Geology.

Древнюю пыль исследователи извлекли из известняка, сохранившегося в горах северного и центрального Ирана. После того, как образцы очистили от породообразующих минералов, ученые провели геохимический анализ пыли. Он показал, что ее в крупицах содержится высокий уровень железа.

Более того, железо оказалось биодоступным, то есть его могли усваивать фотосинтезирующие организмы. Пыльные бури переносили питательные элементы – в том числе и железо – и тем самым удобряли почву в тропических лесах Амазонки и питали водоросли в океане.

Такое сильное удобрение привело к массовому всплеску развития фотосинтезирующих морских организмов. Под воздействием богатой железом пыли водоросли и цианобактерии активно поглощали углекислый газ и выделяли кислород. Исследователи предполагают, что это за миллионы лет изменило атмосферу планеты: уровень углекислого газа за это время заметно снизился.

Сегодня пыльные бури (как в пустыне Сахара, например) также переносят полезные вещества организмам, у которых нет доступа ко всем необходимым элементам. Однако уровень железа в современной пыли в два раза меньше, чем в позднем палеозое, отмечают ученые.

[Фото: UNIVERSITY OF OKLAHOMA]