Руководитель Троицкого раскопа Новгородской экспедиции МГУ  – к.и.н., научный сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктор Сингх рассказывает об этом событии.

Берестяная грамота №1, найденная 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе

Берестяная грамота №1, найденная 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе

 

Какие мероприятия запланированы к 70-летию открытия берестяной грамоты?

В 2021 г. исполняется 70 лет со дня находки первой берестяной грамоты. К настоящему моменту количество берестяных документов составляет 1135 экземпляров. Каждый год 26 июля новгородские археологи отмечают День Бересты. С 2011 года этот праздник получил региональный статус, хотя само событие без преувеличения имеет мировое значение.

В этом году в День Бересты археологи и новгородцы традиционно соберутся на месте находки первой берестяной грамоты, где установлен памятник. В собрании примут участие представители администрации Новгорода и Новгородской области, руководство Новгородского музея-заповедника, руководители и участники экспедиции от исторического факультета МГУ и Российской академии наук.

Берестяная грамота №202. Рисунки мальчика Онфима (Неревский раскоп)

Берестяная грамота №202. Рисунки мальчика Онфима (Неревский раскоп)

 

Расскажите, пожалуйста, про Новгородскую археологическую экспедицию 1951 года. При каких обстоятельствах удалось обнаружить первую берестяную грамоту? Какое это имело значение для исторической науки?

Завершив большой раскоп на Ярославовом дворище, руководитель Новгородской археологической экспедиции Артемий Владимирович Арциховский намеревался подготовить подробную публикацию всех материалов, добытых на этом участке, как это было сделано по предыдущим довоенным раскопкам на Славне и Ярославовом дворище. Однако это намерение он, к сожалению, не осуществил, ограничившись предварительной краткой публикацией результатов раскопок 1947–48 гг. в КСИИМК. Как рассказывают участники НАЭ тех лет, Артемий Арциховский намеревался в скором времени перейти к раскопкам Пскова. Но судьба распорядилась иначе.

Весной 1951 г. в Новгороде в районе улиц Дмитриевской и Декабристов начались значительные земляные работы по прокладке канализационных и водопроводных магистралей, о чем было сообщено в ИИМК в Москву. В Новгород был отправлен Борис Александрович Колчин, который должен был обследовать строительные траншеи. В одной из них обнаружилось шесть ярусов прекрасно сохранившихся настилов древней мостовой. Тогда было решено заложить вдоль Дмитриевской улицы раскоп, тем более что городской квартал, заключенный между Кремлевским парком на юге и улицами Дмитриевской (на востоке), Тихвинской (на западе) и Декабристов (на севере), после войны представлял собой большой пустырь.

Первый раскоп заложили на Дмитриевской улице как раз в том месте, где обнаружилась средневековая улица. Его руководителями были назначены Гайда Андреевна Авдусина и Валентин Лаврентьевич Янин, окончивший к тому времени кафедру археологии. Поскольку этот квартал Новгорода являлся частью средневекового Неревского конца, раскоп получил название Неревский. Так началась знаменитая «неревская эпопея», продолжавшаяся 12 лет. Достижения этих лет хорошо известны, напомним о самых основных.

Деревянная табличка для письма по воску

Деревянная табличка для письма по воску

 

Несомненно, главным событием не только новгородской, но и всей отечественной археологии XX в. стало открытие в Новгороде берестяных грамот, первая из кото­рых была найдена 26 июля 1951 г. Всем памятен возглас Артемия Владимировича Арциховского: «Я этой находки ждал двадцать лет! Премия сто рублей». В этом возгласе не было преувеличения, поскольку Арциховский знал, что в средневековье писали на бересте. Мысль о существовании древнерусских берестяных грамот не оставляла ученого, когда он начинал раскопки Новгорода в 1932 г. Участники раскопок 1947–1948 гг. хорошо помнят его наставление тщательно просматривать каждый кусок бересты в надежде увидеть на нем древний текст.

Первую берестяную грамоту нашла работница Неревского раскопа Нина Федоровна Акулова, расчищая мостовую средневековой улицы.

После первой находки до конца сезона 1951 г. было найдено еще 9 грамот (всего 10), содержащих самые разнообразные тексты XII–XV вв. С самого начала остро встал вопрос обработки бересты, ее консервации и копирования текстов. Опыта обработки столь древней бересты еще не было, так что главному реставратору экспедиции Алексею Васильевичу Кирьянову пришлось действовать интуитивно. Сколь успешной была его методика, демонстрируют сами берестяные грамоты из находок первых лет, прекрасно сохранившиеся до сих пор.

Непременным участником обработки и чтения грамот был руководитель лаборатории археологии исторического факультета МГУ Михаил Никанорович Кислов, с 1951 г. постоянно работавший в НАЭ. Особенно пригодился его талант рисовальщика; именно Кислов разработал способ прорисовки берестяных грамот и изготовил прориси 571-й новгородской грамоты.

Находки берестяных грамот в 1951 г. обозначили новый этап в археологическом исследовании Новгорода. Академией наук СССР были созданы условия, прежде всего финансовые, для проведения масштабных раскопок в Новгороде. В результате в течение 12 лет была исследована площадь почти в 9 тысяч кв. м2 с мощностью культурного слоя от 5 до 7 м.

Деревянная табличка для письма по воску

Деревянная табличка для письма по воску

 

Берестяные грамоты явились бесценным источником, рассказывающим о повседневной жизни средневекового человека. Основная масса берестяных грамот – это частные письма. Они посвящены самым разнообразным делам текущей жизни – хозяйственным, семейным, денежным, торговым и т.д. Кроме того, имеются долговые списки, росписи денежных или натуральных поставок и т.п., различные записи, сделанные на память для себя. Но встречаются также, хотя гораздо реже, черновики официальных документов (завещаний, расписок, протоколов и т.п.), учебные записи (азбуки, перечни цифр, упражнения). В качестве редких исключений встречаются фольклорные и литературные, а также церковные тексты.

Важное значение имеют берестяные грамоты для истории русского языка. Они ценны прежде всего как документы древнейшего этапа письменной истории русского языка: все они относятся к XI–XV векам.

В отличие от большинства других текстов, восходящих к столь древней эпохе, письма на бересте дошли до нас в оригиналах, а не в списках. Соответственно, при их анализе нет необходимости строить предположения о том, что в их языке принадлежит первоначальному документу, а что поздним переписчикам.

Но наиболее важно то, что берестяные грамоты обычно непосредственно отражают живой язык их составителей – и этим отличаются от подавляющего большинства традиционных памятников XI–XV вв. (поскольку из числа последних церковные памятники, литературные сочинения и летописи написаны по-церковнославянски, хотя и с использованием большего или меньшего количества собственно русских элементов). В отличие от этих памятников, берестяные грамоты писались как правило в связи с какой-то сиюминутной деловой необходимостью и были рассчитаны на одного-единственного читателя – адресата, каковым чаще всего был член собственной семьи, сосед или деловой партнер. После прочтения грамота, за редкими исключениями, была уже не нужна и просто уничтожалась или выбрасывалась. В этой ситуации у писавшего обычно не было стимула использовать какую-либо более престижную форму языка, чем живая разговорная речь, соответственно, не было языковой «самоцензуры». По этой причине мы почти всегда находим в берестяных грамотах древнерусский язык, во-первых, свободный от церковнославянизмов, во-вторых, диалектный.

Какие экспедиции и раскопки проводит сейчас исторический факультет МГУ? Какие интересные находки удалось обнаружить?

В настоящее время на кафедре археологии исторического факультета МГУ работают семь экспедиций: Донская экспедиция (каменный век), Южно-Уральская (каменный век), Ставропольская (ранний железный век), Крымская (античность), Античная (античность), Смоленская (средневековье) и Новгородская (средневековье).

Ежегодно работы всех экспедиций приносят новые, а зачастую и уникальные материалы для истории практически каждого периода истории человечества.

Комплекс находок из художественной мастерской Олисея Гречина 2-й половины XII в. (Троицкий раскоп)

Комплекс находок из художественной мастерской Олисея Гречина 2-й половины XII в. (Троицкий раскоп)

 

Работы Новгородской экспедиции МГУ уже много лет (с 1973 г.) ведутся на Троицком раскопе, расположенном в Людином конце средневекового Новгорода, который является главным научным и учебным объектом экспедиции. Общая раскопанная площадь на сегодняшний день составляет более 8000 тыс. кв. м, мощность культурного слоя достигает 5-6 м, древнейшие слои датируются 30-ми гг. X в.

За прошедшие десятилетия на Троицком раскопе были вскрыты мостовые трех древних улиц: Пробойной, Черницыной, Ярышевой, вдоль которых выявлено 20 усадеб, часть из них вошла в площадь раскопа почти полностью. Особенно важно обнаружение комплекса усадеб второй половины XII в., принадлежащих боярской семье Мирошкиничей, из среды которой вышли самые известные посадники XII в. Сенсационным стало открытие и исследование в 1977 и 1982 гг. усадьбы и мастерской иконописца и мастера фресковой живописи Олисея Гречина, жившего в конце XII в. Изучение этой усадьбы – бесценный вклад археологов в историю древнерусского искусства, большей частью анонимного. Чтение адресованных Гречину писем и его автографы дали возможность понять, что именно он был главным художником в артели иконописцев, расписавших в 1198 г. фресками церковь Спаса на Нередице.

Основную часть фонда берестяных грамот, найденных на Троицком раскопе (более 500 экз.), составляют документы XI – 1-й пол. XIII вв., содержащие важнейшую информацию по раннему периоду новгородской истории и истории древнерусского языка.

Работа на раскопе

Работа на раскопе

 

В составе вещевой коллекции Троицкого раскопа есть немало уникальных находок – два монетных клада (западноевропейских серебряных монет первой трети XI в. и арабских монет первой трети X в.), печать Ярослава Мудрого, изделия прикладного искусства X–XIV вв., коллекция музыкальных инструментов, в том числе древнейшие гусли «Словиша» XI в., и многое другое.

Исключительной по своему значению стала находка на Троицком раскопе «Новгородской псалтири», датированной рубежом Х–ХI вв. Она написана на навощенных дощечках и служила учебным пособием, по которому учились первые христиане сразу же после крещения Новгорода. Новгородская псалтырь является древнейшей на сегодняшний день датированной славянской книгой. Ранее таковой было Остромирово Евангелие 1054–1057 гг. Найденная в Троицком раскопе книга на полвека древнее, она также древнее указа Ярослава Мудрого, распорядившегося в 1030 г. собрать 300 новгородских детей старост и попов для обучения грамоте, чем зафиксировано существование первой на Руси школы. Отмечу, что самые ранние из найденных в Новгороде берестяных грамот относятся к 30-м годам XI в.

В полевом сезоне этого года работы продолжаются на XVI участке Троицкого раскопа (руководитель – к.и.н., н.с. кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктор Кашмирович Сингх), на котором изучаются две средневековые усадьбы второй половины XII – начала XIII вв. За три недели работ практику на раскопе прошли студенты и школьники из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Во второй половине июля и в августе экспедиция готовится принять студентов 1 и 2 курсов исторического факультета МГУ. Надеемся, что ребятам посчастливится найти новые берестяные грамоты и много других интересных и важных исторических источников.

Работа на раскопе

Работа на раскопе

 

Есть ли открытый доступ к найденным грамотам?

Многие берестяные грамоты, найденные в Новгороде, представлены в экспозиции Новгородского музея и доступны для ознакомления. Кроме того, весной 2021 г. в Новгородском кремле открылся новый музей, посвященный истории письменности. Отдельный зал этого музея посвящен берестяным грамотам.

Несколько лет назад был создан сайт, посвященный берестяным грамотам (http://gramoty.ru/birchbark/). На нём выставлены фотографии, сканы берестяных грамот и их прориси, а также перевод текстов на русский язык. Теперь любой желающий имеет возможность ознакомиться с содержанием текстов грамот, не выходя из дома.

 

Фото: Виктор Сингх, исторический факультет МГУ

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ