Парк птиц «Воробьи». Автор фото: Анастасия Ибрагимова / «Научная Россия»

19 февраля 1983 г. на Учредительном съезде Всесоюзного орнитологического общества при Академии наук СССР предложили отмечать День орнитолога. В 2023 г. свой профессиональный праздник орнитологи территорий бывших советских республик отмечают в юбилейный, 40-й раз.

Орнитологи изучают птиц: их внешнее строение, развитие и функционирование организма, ареал обитания, взаимодействие с окружающей средой, внутривидовые и другие процессы. Основателем русской орнитологии считают академика М.А. Мензбира. Многие годы жизни М.А. Мензбир посвятил изучению птиц. Его монументальный двухтомник «Птицы России», вышедший в 1895 г., стал научно-теоретическим и практическим пособием для широкого круга исследователей. С 1992 г. Всесоюзное орнитологическое общество в честь выдающегося ученого назвали Мензбировским.

Орнитологи работают в заповедниках, на территории биостанций, в научных лабораториях, ветеринарных клиниках и других организациях. Так, специалисты Мосприроды ежемесячно проводят учет птиц: зимой учитывают водоплавающих на незамерзающих участках водоемов, весной регистрируют первые встречи пернатых после прилета, обнаруживают новые места гнездования. Именно благодаря труду орнитологов известно, что только в Москве обитает более 240 видов птиц.

Учет птиц и знание особенностей их поведения важны не только для сохранения популяций птиц, но и для безопасности человека. Благодаря авиационным орнитологам аэропорты находятся под защитой от нашествия пернатых, что позволяет пилотам не отвлекаться и избегать столкновения.

Если вы интересуетесь жизнью птиц, то вы можете стать орнитологом-любителем — бердвотчером. Вероятно, вы увидите птиц, которые не должны были остаться зимовать, или новые места обитания редких видов. Эти данные могут помочь профессиональным орнитологам наиболее полно понимать изменения в популяции птиц.

День орнитолога России. Источник: Pininterest / BirdLife International