0 комментариев 581

Орнитологи КарНЦ РАН применяют 3D-сканирование для изучения птичьих гнезд

Старший научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии КарНЦ РАН

Сергей Симонов

Изучение гнездовой биологии птиц – одно из основных направлений исследований орнитологов Карельского научного центра РАН. Ученые разработали и применили методику трехмерного сканирования гнезд с использованием лазерного триангуляционного 3D-сканера.

Исследование функциональных характеристик гнезд предполагает анализ их пространственных особенностей. Так, для оценки теплоизоляционных свойств орнитологам потребовалось точно определить плотность гнездовой постройки. Но эту величину нельзя вычислить, не зная массу и объем гнезда.

– В ходе решения этой задачи мы впервые применили методику трехмерного сканирования гнезд с использованием лазерного триангуляционного сканера. 3D-сканирование дает возможность получить данные, которые невозможно определить никакими другими способами, – рассказал Сергей Симонов, старший научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии КарНЦ РАН.

Методика позволяет получить детальную виртуальную проекцию гнезда и вычислить все размерные характеристики, в том числе точный объем конструкции. Большую сложность для исследователей составляет тот факт, что в природе не существует идеально симметричных гнезд. Сканирование же дает возможность детально подойти к определению и изучению формы постройки.

Таким образом, эта методика позволяет минимизировать стандартные ошибки измерений гнезд, по-новому взглянуть на их сравнительную морфологию и расширяет базу методов изучения систематики и эволюции птиц. Наконец, преимущество этой разработки заключается еще и в том, что сканер является вполне доступной технологией.

Процесс 3D-сканирования гнезда

в экспедиционных условиях

– Результаты работы были опубликованы в журнале Avian Biology Research. По откликам российских и зарубежных коллег, данная методика может войти в арсенал орнитологии, – добавил ученый.

Осенью 2020 года орнитологи КарНЦ РАН начали апробацию трехмерного сканера, использующего видеопоток для получения трехмерного изображения в режиме реального времени. Ученые надеются, что итогом этой работы станет создание первого виртуального музея гнезд, который будет полезен в образовательных и научных целях.

Ранее Сергей Симонов с коллегами разработал механизм по переработке пластиковых отходов без горячего плавления, основанный на способе постройки гнезд птицами.

Фото из архива С. Симонова