Сын дворянки и сибирского казака, репрессированный по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации, ученый, который на века оставил свое имя в истории самолётостроения. В его честь названы улицы в двух десятках городов, одно из крупнейших авиаконструкторских бюро и аэропорт Внуково. 10 ноября 1888 года родился советский ученый Андрей Туполев.

Села, где родился Андрей Туполев, уже нет на картах – это было Пустомазово между деревнями Абросимово и Симоново в 90 километрах на восток от Твери. Будущий ученый интересовался точными науками еще во время учебы в Тверской гимназии и в 20 лет поступил в Императорское Московское техническое училище – сегодня это МГТУ им. Баумана. Участвовал в создании планера, на котором впервые поднялся в воздух, увлекался аэродинамикой.

После трех лет учебы Андрея Туполева выслали из Москвы на родину в Тверскую область – за распространение нелегальной литературы и участие в студенческих беспорядках. В московское училище он вернулся только накануне Первой мировой войны и окончил его в 1918 году. Последние годы учебы конструировал первые аэродинамические трубы, а позже, вместе с Николаем Жуковским, участвовал в создании ЦАГИ.

Именно усилия Туполева позволили наладить в стране производство металлических самолетов крупными сериями. Благодаря конструктору спроектировано более 100 типов самолетов: Андрей Туполев в разные годы руководил производством самолётов-разведчиков, истребителей и бомбардировщиков, транспортных и морских самолетов.

Цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, созданный в 1925 году, долгое время считался лучшим бомбардировщиком в мире. На АНТ-25 в 1937 г. впервые проложили трансполярный маршрут. При жизни конструктора, в 1968 году, в воздух поднялся и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.

В 1937 году Андрея Туполева обвинили в руководстве антисоветской организацией, которая проводит вредительскую диверсионную работу. Вместе с ним арестовали многих ведущих сотрудников ЦАГИ и конструкторского бюро. Суд приговорил Туполева к 15 годам лишения свободы с конфискацией личного имущества.

И в заключении конструктор продолжил работать над созданием новых самолетов. Закрытое опытно-конструкторское бюро в структуре НКВД ЦКБ-29 позже получило название «Туполевская шарага». Здесь были выпущены самолеты, которые сыграли немалую роль во время Великой Отечественной войны: пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2.

В июле 1941 года Андрея Туполева досрочно освободили, а в 1955 полностью реабилитировали. В 1943 году он вернулся в Москву, где работал главным конструктором и руководителем авиационного завода №156 – этот завод стал основой для создания ОКБ А.Н. Туполева. С 1956 года Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

 

По материалам из открытых источников

Фото: © РИА Новости / Е. Кассин