Томский политехнический университет прошел отбор на предоставление субсидии от Минобранауки РФ, которая позволит обновить научное оборудование. В 2020 году вуз получит почти 114 млн рублей. На них университет закупит оборудование для проведения исследований в области материаловедения. Некоторые из установок станут единственными в Томске и за Уралом.

В частности, университет планирует приобрести рентгеновский фотоэлектронный спектрометр (XPS). Он необходим для изучения элементного состава, химического и электронного состояния атомов на поверхности материалов.

«Этот прибор — буквально краеугольный камень в исследовании материалов. Без него вести работу на высоком международном уровне уже проблематично. Благодаря субсидии у нас будет возможность его приобрести. Это будет точно единственный такой спектрометр в Томске. И это в принципе редкий прибор для российских вузов. В Томском политехе его будут использовать десяток научных групп. Более того, мы открыты для сотрудничества с коллегами из других вузов и научных центров Томска и Сибири, — говорит проректор ТПУ по научной работе и инновациям Мехман Юсубов. — После поступления финансирования, проведения всех закупочных процессов мы сможем получить прибор».

Планируется, что ученые вуза смогут воспользоваться новой установкой до конца 2020 года. В ТПУ спектрометр будет задействован в исследованиях новых материалов для космоса, водородной энергетики, биомедицины и в других областях.

«Сильной науке, специалистам нужная подходящая исследовательская инфраструктура. Наличие рентгеновского фотоэлектронного спектрометра выводит университет в ряды значимых научных центров в области материаловедения, причем в самых разных приложениях. Например, без него сложно проводить серьезные исследования в области дизайна новых материалов, катализа, классического материаловедения. Кстати, такое оборудование делает вуз привлекательным еще и для стажировок иностранных молодых ученых. Так как во всем мире эти установки обычно сильно загружены, молодежи постоянно нужны центры, где можно поработать над практической частью своего исследования», — отмечает профессор Мохамед Чихими, директор по исследованиям Института химии и материалов Национального центра научных исследований Франции. С его исследовательской группой ведут совместную научную работу химики ТПУ.

Добавим, помимо рентгеновского фотоэлектронного спектрометра, ТПУ планирует закупить в 2020 году еще несколько новых приборов. Они также будут задействованы в исследованиях по материаловедению.

На фото: образцы материалов, разработанных в Научно-образовательном инновационном центре «Наноматериалы и нанотехнологии» ТПУ