Источник фото - ru.123rf.com

Ученые Инженерной школы природных ресурсов Томского политеха впервые обнаружили редкий минерал — кронштедтит — в породах Талнахского месторождения. Они исследовали образцы сливных сплошных массивных руд разными аналитическими методами. Анализ химического состава и кристаллической структуры подтвердил, что вкрапления в трещинах между сульфидами являются кронштедтитом. Данная находка важна для мировой геологической науки, поскольку его проявление является самым северным из известных сегодня местонахождений и может помочь для дальнейшего понимания происхождения сливных руд.

Исследование проводилось в рамках Государственного задания «Наука» FSWW-2023-0010 по теме «Комплексные исследования на базе природных геологических лабораторий».

Результаты исследования ученых опубликованы в журнале Scientific Reports (Q1; IF:4,9).

Группа норильских месторождений является уникальной: здесь сконцентрированы крупнейшие запасы никеля, палладия и меди. Геологи Томского политехнического университета занимаются изучением этих объектов не первый год. На данный момент в фокусе внимания политехников — слоевые силикаты, которые мало исследованы в этих рудах.

В процессе изучения образцов сливных массивных руд с содержанием оксидов и силикатов не более 1-3 объемных процентов от общей массы образцов ученые обнаружили вкрапления кронштедтита. Кронштедтит — это высокожелезистый слоевой силикат. Он является достаточно редким для месторождений земной группы и чаще всего встречается в метеоритах, то есть в телах внеземного происхождения. Идентификация минералов проводится, главным образом, по двум параметрам — химическому составу и строению кристаллической решетки. Для этого ученые использовали методы просвечивающей электронной микроскопии, рамановской спектроскопии, а также дифракционный анализ.

«Уникальность находки заключается в уникальном месте ее обнаружения. Условия формирования кронштедтита специфичны. Он является относительно неустойчивым минералом, который быстро переходит в магнезиальную разновидность. Есть предположение, что наличие массивных сливных сульфидных руд на относительно небольшой глубине — менее двух километров — способствовало его формированию. Ранее наши коллеги из МГУ обнаружили другой минерал из каменных метеоритов — ферроточилинит — в Октябрьском месторождении. Этот факт делает группу норильских месторождений еще более интересной с точки зрения условий их формирования в отличие от других медно-никелевых месторождений мирового значения», — поясняет доцент отделения геологии Тамара Якич.

Ранее в литературе, посвященной изучению минералогии Норильского региона, не было упоминаний о кронштедтите. Результаты исследования ученых Томского политеха позволяют предположить, что образование минерала могло произойти в условиях изолированных полостей массивных сульфидов на глубоких горизонтах Талнахской интрузии. Исследователи не исключают, что сопутствующим фактором могло стать активное участие флюидов — жидких или газообразных легкоподвижных компонентов магмы — в относительно приповерхностных условиях.

Информация предоставлена пресс-службой Томского политехнического университета