Сибирское отделение РАН

0 комментариев 732

РАН учредила золотую медаль имени Герша Ицковича Будкера

Российская академия наук (РАН) учредила золотую медаль имени Герша Ицковича Будкера - основателя и первого директора Института ядерной физики Сибирского отделения РАН. Соответствующее постановление Президиума Академии подписал президент РАН, академик Александр Сергеев.

Медаль будет присуждаться российским и зарубежным ученым за «выдающиеся работы в области физики ускорителей, включая методы встречных пучков и охлаждения тяжелых ионов». Впервые вручение медали состоится в 2023 году и будет приурочено ко дню рождения Герша Будкера – 1 мая 2019 года. В дальнейшем медаль будет вручаться один раз в пять лет одному лауреату. Для утверждения кандидатур будет создана специальная экспертная комиссия, которую возглавит академик РАН, научный руководитель Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, доктор физико-математических наук Александр Скринский.

«Состав экспертной комиссии будет сформирован из ведущих специалистов в области ускорительной физики. Потенциальный претендент на получение медали, прежде всего, должен быть известен научному сообществу своими работами. – комментирует Александр Скринский. – Конечно, хороших ученых всегда больше, чем медалей, поэтому выбирать будет достаточно сложно, тем более, что у нас медаль вручается один раз в пять лет и только одному человеку. Наиболее достойный кандидат будет выбираться путем голосования на заседаниях экспертной комиссии, а окончательное решение о присуждении медали будет принимать Президиум Академии наук».

Герш Ицкович Будкер (1918 – 1977 гг.) – советский физик, академик АН СССР. Основатель и первый директор Института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР. Выдающийся специалист в области физики ускорителей и физики плазмы. Под руководством Г. И. Будкера в новосибирском Институте ядерной физики на ускорителе электронов ВЭП-1 впервые был реализован метод встречных пучков. Ученый является автором идеи метода электронного охлаждения пучков протонов и ионов, который в дальнейшем был реализован его учениками и в настоящее время применяется на множестве установок, работающих с тяжелыми ионами. Г. И. Будкер также известен своими работами в области физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза. Он является автором идеи многопробочной открытой ловушки для удержания плазмы, которая затем была реализована на плазменных установках, работающих сегодня в ИЯФ СО РАН - ГОЛ-3 и ГДЛ.

Александр Николаевич Скринский (род. в 1936 г.) – советский и российский физик, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, директор новосибирского Института ядерной физики с 1977 по 2015 год. Александр Скринский внес значительный вклад в развитие физики ускорителей и физики высоких энергий. Принимал участие в разработке и реализации метода встречных пучков, а также в разработке метода электронного охлаждения пучков тяжелых ионов. Кроме того, ученый разработал и реализовал метод высокоточного измерения масс элементарных частиц с помощью резонансной деполяризации встречных электрон-позитронных пучков. Он также внёс большой вклад в развитие прикладных и оборонных работ, включая применение синхротронного излучения в исследовательских, технологических и медицинских целях, создание новых видов лазеров на свободных электронах, развитие электронно-лучевых технологий.

герш ицкович будкер золотая медаль имени герша ицковича будкера институт ядерной физики сибирского отделения ран ран со ран