Президенту РАН академику Александру Михайловичу Сергееву представили основные направления деятельности сибирских ученых, касающиеся медицины, а также рассказали о разработках в области нейронаук, ядерной медицины и вирусологии.

«Сейчас НИИ физиологии и фундаментальной медицины переоформляется юридически с новым названием “Институт нейронаук и медицины”. Здесь, во-первых, исследуются мозговые механизмы аффективных патологий: депрессий, тревожного состояния, посттравматического расстройства. Во-вторых, изучаются нейродегенеративные заболевания (в частности, болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера). В-третьих, разрабатываются неинвазивные технологии, которые позволяют моделировать нейрональную пластичность неинвазивным способом у человека с учетом навигационных технологий и данных нейрокартирования», — рассказал директор НИИ ФФМ академик Любомир Иванович Афтанас.

Кроме этого, в Сибирском отделении РАН проводятся исследования по молекулярным механизмам опиоидных зависимостей (например, наркомании).

Одна из прорывных технологий НИИ ФФМ подразумевает анализ состояния нейрональной пластичности нейронов мозга на основе биоптата (крохотных частичек ткани) эпителия слизистой носа. «Сейчас в этом направлении нами выполняется уникальная работа совместно с НГУ и Институтом ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. Она была поддержана несколькими грантами РНФ и программой “Топ-100” Новосибирского государственного университета», — прокомментировал Любомир Афтанас.

(слева направо) Андрей Травников, Александр Сергеев, Валентин Пармон

Директор Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ доктор медицинских наук Андрей Георгиевич Покровский отметил, что три года назад в университете была создана первая в России кафедра нейронаук. «Примерно год назад мы начали работать по метаболомным исследованиям для ранней диагностики нейродегенерации. Это пионерские работы в мире, мы получаем на них финансирование по программе “Топ-100”. Сейчас обсуждается вопрос по созданию на базе НГУ и ряда институтов СО РАН Центра омиксных технологий. В его рамках объединились бы все группы, которые работают в этой области в Новосибирске», — сказал Андрей Покровский. Александр Сергеев заявил, что России необходима государственная программа по нейронаукам. В ходе обсуждения было высказано предложение посвятить этой тематике одно из заседаний президиума РАН

Врио директора ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины, заместитель председателя СО РАН академик Михаил Иванович Воевода представил проект Медицинского научно-образовательного центра Сибирского отделения РАН. «Магистральные направления развития нашего ФИЦ — это формирующийся научный центр мирового уровня по изучению фундаментальных механизмов адаптации человека к неблагоприятным внешним воздействиям и разработка научных основ сохранения здоровья в экстремальных условиях Севера и Сибири; Евразийский центр фундаментальных исследований эволюции и экологии вирусных и бактериальных патогенов; Центр клеточных технологий; Центр научных основ реабилитации, а также Центр онкологии и ядерной медицины, — рассказал академик. — Предполагается, что все они станут элементами Новосибирского медицинского научно-образовательного центра СО РАН. Этот проект входит в программу “Академгородок 2.0”. Центр предполагает создание многопрофильной клиники на 400 коек — объединенной интегрированной клинической базы, на которой будут работать учебные подразделения НГУ и станут выполнять научные исследования институты». Для развития медицинского сектора СО РАН предлагается использовать земельный комплекс в Ельцовке, который недавно был передан ФИЦ.

Особое внимание Александр Сергеев обратил на Центр ядерной медицины. «Предполагается, что эта структура будет образована на основе наработок новосибирских институтов (в частности, ИЯФ СО РАН по бор-нейтронозахватной терапии) с привлечением частных структур», — отметил Михаил Воевода. На встрече поднимался вопрос, какие из множества новых направлений лечения рака станут через несколько лет наиболее востребованными и эффективными.

Руководитель отдела экспериментального моделирования и патогенеза инфекционных заболеваний ФИЦ ФТМ доктор биологических наук Александр Михайлович Шестопалов акцентировал, что Сибирь является одним из центров распространения птичьего гриппа и других подобных вирусных заболеваний. В то же время имеющейся инфраструктуры для работы с такими патогенами недостаточно, она устарела на 30—40 лет. «У нас на сегодня подготовлена проектная документация по созданию лаборатории в структуре РАН для работы с вирусными патологиями», — сказал ученый. В лаборатории планируется не только изучать сами вирусы, но и выявлять, почему некоторые люди генетически им наиболее подвержены, научиться предсказывать поствакцинальные осложнения. Кроме того, в ФИЦ ФТМ изучаются хозяева вирусов — дикие животные. Центр работает в этом направлении в тесном сотрудничестве с зоологическими институтами.

Присутствующий на встрече генеральный директор Государственного научного центра  вирусологии и биотехнологии «Вектор» Ринат Амирович Максютов рассказал, что в «Векторе» уже создано два диагностических набора для нового коронавируса. Вчера они были направлены в ряд регионов Российской Федерации. «Мы разрабатываем две вакцины, прототипы которых уже в июне должны пройти первые исследования»,— заявил он.

После визита в медицинские институты делегация побывала около Кольцово, на участке, где планируется построить центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» — СКИФ. Мэр наукограда Николай Григорьевич Красников рассказал о развитии инфраструктуры Кольцово, после чего состоялось краткое совещание по вопросам реализации СКИФа.

Фото Александры Федосеевой