24 сентября — день рождения у российского физика, специалиста по атомной структуре, электронным свойствам и диагностике полупроводниковых систем пониженной размерности Александра Леонидовича Асеева. Академику исполняется 76 лет.

А.Л. Асеев родился в 1946 г. в Улан-Удэ. Окончив Новосибирский государственный университет, начал работать в Институте физики полупроводников им. А.В. Ржанова Сибирского отделения РАН.

Александр Леонидович Асеев ― автор и соавтор 200 научных работ. Впервые обнаружил на поверхности кристаллов кремния обратимые переходы системы регулярно расположенных моноатомных ступеней при сублимации и росте примесно-индуцированных сверхструктурных доменов. Результаты его экспериментов легли в основу развития технологии молекулярно-лучевой эпитаксии и создания ряда полупроводниковых приборов. Вместе с коллегами разработал технологию молекулярно-лучевой эпитаксии для получения фоточувствительных слоев «кадмий-ртуть-теллур» и полупроводниковых структур с квантовыми ямами для нового поколения инфракрасных фотоприемных устройств.

А.Л. Асеев возглавлял Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова в 1998–2013 гг. В 2008–2017 гг. занимал должности вице-президента РАН и председателя СО РАН. Подготовил несколько кандидатов и докторов наук. В интервью, которое он давал нашему порталу в прошлом году, Александр Леонидович говорил: «Раньше административная деятельность отнимала почти все мое время. И я почти не занимался молодежью. Сейчас я стараюсь уделять больше внимания молодым ученым, аспирантам, с которыми работаю».

В 2021 г. Александр Леонидович получил первую в истории этой награды золотую медаль им. акад. К.А. Валиева за выдающиеся заслуги в области микро- и наноэлектроники, в частности за цикл работ «Полупроводниковые наноструктуры для современной электроники». Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II и I степени за большой вклад в развитие науки, образования, подготовку квалифицированных специалистов.

Коллектив портала «Научная Россия» поздравляет Александра Леонидовича с днем рождения! Желаем крепкого здоровья и долголетия, новых научных замыслов и плодотворной работы!