Среди достижений уральских ученых за год — создание патогенетической модели COVID-19, выявление новых геодинамических процессов в Арктике и получение новых сортов сельхозкультур. Об этом рассказал председатель Уральского отделения РАН, академик Валерий Чарушин в третий день общего собрания членов РАН.

Институт механики и математики УрО РАН исследовал математическую модель совместного движения трех участников в трехмерном пространстве. Рассмотренная учеными модель включает в себя поражающий мини-объект и недружественного наблюдателя, а значит может использоваться в военных целях.

Институт теплофизики УрО РАН и РФЯЦ-ВНИИТВ им. академика Е.И. Забабахина заключили лицензионное соглашение на производство контурных тепловых труб для компактных лазеров. Эти высокоэффективные тепловые устройства используются в системах терморегулирования лазеров.

Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН совместно с УрФУ и Росатомом приступили к работе над технологией пирохимической переработки отработавшего ядерного топлива. По этому направлению была создана молодежная лаборатория.

В Институте химии твердого тела УрО РАН были разработаны люминофоры, преобразующие инфракрасное излучение в излучение видимого диапазона.

Институт металлургии УрО РАН впервые синтезировал однофазные твердые растворы со стабильной ультратонкой дендритной микроструктурой. Это достижение открыло новое перспективное направление в исследовании высокоэнтропийных систем.

Институт геологии и геохимии УрО РАН проанализировал историю возникновения плюмовых магматических проявлений на Урале.

Данные по тепловым потокам Института геофизики УрО РАН вошли во всемирную базу данных. Показано, что значение тепловых потоков на континентах и океанах близки, что расходится с ранее общепринятым представлением об этом процессе.

Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики УрО РАН выявил новые механизмы геодинамических процессов в российской Арктике, важные для понимания природы местных землетрясений.

Институт иммунологии и физиологии УрО РАН построил патогенетическую модель COVID-19. Ее можно будет использовать при критических осложнениях этого заболевания.

Институт технической химии и Институт механики сплошных сред УрО РАН запатентовали способ оценки жизнеспособности клеток эукариот. Он позволяет в режиме реального времени достоверно отличать мертвые клетки от живых, не воздействуя на них красителями.

Уральский федеральный научно-исследовательский центр УрО РАН добился значительных достижений в области аграрных наук: получил новые сорта картофеля и зерновых, ввел новые технологии и разработал стратегии развития по управлению аграрным сектором.