Три вида эндемичных растений, которые более века не встречались исследователям в природе, обнаружили ученые Томского государственного университета (ТГУ) во время экспедиции на Алтай. Для достижения цели эксперты в буквальном смысле «пошли по стопам» первооткрывателей этих растений, восстановив маршруты ботаников прошлых столетий.

«Задача исследователей — разобраться с четырьмя “забытыми” видами из родов остролодочник, горькуша и вероника. Оба разыскиваемых вида горькуши и вид остролодочника <…> найти удалось, и по ним собраны достаточно полные материалы», — сообщает пресс-служба ТГУ. Исследования проводятся при поддержке гранта Российского научного фонда.

Отыскать растения было непросто: например, один из обнаруженных видов горькуши (Saussurea serratuloides) был описан еще в 1847 г. на Алтае, однако без уточнения местоположения. Попытки ученых найти растение в дальнейшем не увенчались успехом. Обнаружить «забытый» вид томской экспедиции помог счастливый случай: исследователи нашли эндемик в неожиданном месте, когда прятались от дождя.

В настоящее время эксперты активно исследуют обнаруженные виды растений: изучают их ДНК и обрабатывают собранный гербарный материал, который поможет проанализировать морфологические особенности и изменчивость растений на территориях, где проходила экспедиция.

В планах томских ботаников — отыскать «забытый» вид рода вероника, который не удалось обнаружить в ходе прошедшей поездки: в этом году для роста редкого растения на территории были неблагоприятные условия. Для реализации задуманного исследователи готовятся организовать новую экспедицию на Алтай в 2024 г.

Источник: Новости Томского государственного университета. Ботаники ТГУ нашли на Алтае «забытые» растения, описанные в XIX-XX веках