6 февраля на факультете журналистики МГУ в рамках международной конференции «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» состоялся круглый стол «Популяризация науки в условиях медиатизации общества».
Участие в обсуждении тенденций и проблем современной научной журналистики приняли преподаватели факультета и журналисты из таких изданий, как «Вокруг света», «Независимая газета», «Кот Шредингера», «Красивая наука», Indicator.ru.
Главные вопросы касались трех крупных тем: лженаука, научная журналистика в новых медиа, проблема кадров.
Говорить о том, что спрос аудитории на научную информацию мал, сегодня не приходится. В последние годы появилось множество новых научных и научно-популярных изданий – как онлайн, так и оффлайн. В 2014-м года начал выходить
журнал «Кот Шредингера», в 2015-м ТАСС вместе с Минобрнауки запустили проект «Чердак», в 2016-м появился информационно-сервисный портал Indicator.ru, который в этом году получил премию «За верность науке».
– Научно-популярная журналистика и коммуникация ощущают себя сегодня одним из самых востребованных тематических сегментов в области медиа, – отметила декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова. Вместе с популярностью растет и ответственность. И прежде всего – за качество и достоверность информации, которую получает аудитория СМИ. Новости из области лженауки по-прежнему вызывают большой интерес у читателей и зрителей – и это одна из болезней публичного пространства, посвященного науке, которую еще не удалось полностью излечить. Если раньше, еще в 1960-х годах, новости о «марсианских муравьях», которые появлялись в «Комсомолке», воспринимались как заметки научно-фантастические, то сегодня подобный контент воспринимается как миф. В который, однако, кто-то еще может поверить. Так, Владимир Губарев, русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист «Комсомольской правды», отметил, что сегодня лженаука победила науку в СМИ. Однако есть и противоположное мнение.
– Лженауки не стало больше, – считает Ирина Якутенко, руководитель отдела науки журнала «Вокруг света». – Ее столько же, сколько обычно, но, возможно, мы стали ее больше замечать, потому что появилось больше людей, которые разбираются в науке, и у которых благодаря интернету появилось право голоса.
Роль интернета в современной журналистике также вызвала дискуссию. С одной стороны, он создает у человека лишь иллюзию знания и является источником мифов, с другой – становится удобной площадкой для популяризации науки. Прежде
всего, он позволяет найти подход к разной аудитории через разные каналы: так, молодежи рассказывать о науке лучше в YouTube, поколению постарше – в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Соцсети представляют огромный потенциал для распространения научной информации среди студентов – на страницах вузов. Новости о том, что ученые, например, из МГУ или МИФИ сделали открытие, находят большой отклик в интернете.
Насколько полезными окажутся новые медиа – зависит и от самой аудитории, и от журналистов. Медиапотребитель может так сформировать информационный поток из интернета, что у него не останется времени на лженауку: современные интернет-издания позволяют человеку подписаться на огромное количество достойных проектов – как научно-популярных, так и образовательных. Василиса Бабицкая, руководитель проекта «Красивая наука» и креативный продюсер отдела спецпроектов журнала «Сноб», отметила высокий интерес разных компаний к созданию образовательных онлайн-курсов.

Другой, немаловажный вопрос состоит в том, как журналисту написать о серьезной науке понятно, интересно и, главное, достоверно. Владимир Сурдин, советский и российский астроном и популяризатор науки, отметил негативную тенденцию: более 95% научной информации, которая появляется в наших СМИ, составляют переводные новости. Новости, которые являются «клипом о науке», так как получены не из первоисточника и были переведены с одного языка на другой, из-за чего могли потерять важные детали. Кроме того, в большинстве случаев эти новости посвящены открытиям тех или иных ученых, теории – в то время как куда важнее рассказать своему читателю о вещах, с которыми тот сталкивается каждый день: как работает телефонная связь или микроволновая печь. Такой подход может привлечь школьников к научно-популярным изданиям и вызвать у них неподдельный интерес к науке.
Тенденция, однако, постепенно меняет знак «минус» на «плюс». Таким подходом пользуются, например, журналисты из «Популярной механики», так учат писать о науке в Мастерской научной журналистики, которая работает на факультете
журналистики МГУ. К этому курсу могут присоединиться студенты не только журфака и не только гуманитарного направления: в мастерской участвуют физики, биологи, филологи, историки. Огромное преимущество проекта в том, что он сочетает лекционные занятия с практическими курсами, и дает возможность его участникам пройти стажировку в таких изданиях, как «Наука и жизнь», «Кот Шредингера», Indicator.ru. Подобная мастерская позволяет преодолеть проблему кадров и подготовить профессиональных журналистов, которые смогут работать в современных условиях профессии и будут продвигать интерес к науке, независимо от того, какие изменения происходят в обществе.