Исследователи факультета психологии МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости (способности переключаться между разными правилами и условиями) и предпочтением игрушек, далеких от непосредственного опыта детей. Понимание подобных связей и особенностей взаимодействия современных детей с игрушками позволит в дальнейшем дать родителям и педагогам научно обоснованные рекомендации о том, как создать условия для развивающей игры дошкольников. Исследование поддержано Российским научным фондом.

Многочисленные исследования и результаты опросов детей и родителей показывают, что традиционная игра сокращается в результате растущей доступности и привлекательности цифровых развлечений. В то же время для сохранения игры необходим важнейший ее атрибут – игрушка. 

В современном мире игрушки занимают уникальное и противоречивое положение в развивающей среде детей раннего и дошкольного возраста. Рынок игрушек обширен и стремительно растет, на них существует своя мода, они окружают детей и дома, и в образовательных учреждениях. Новые технологии делают игрушки «умными»: помимо того, что они имеют яркий дизайн, игрушки могут петь, разговаривать с детьми, давать им задания, обучать их новым знаниям и навыкам. Для родителей это может быть большим искушением: кажется, что при должном оснащении игровой комнаты развитие ребенка будет происходить без их вмешательства. При этом единого стандарта и научно обоснованных критериев оценки развивающего потенциала и соответствия игрушек возрасту на данный момент не разработано.

Коллективом ученых был проведен эксперимент, в котором детям дошкольного возраста предложили выбрать наиболее и наименее привлекательную для игры игрушку. Выборы детей затем были сопоставлены с показателями их психического развития. По результатам эксперимента было выявлено, что дети с высокими показателями когнитивной гибкости чаще сверстников выбирают малореалистичные игрушки, которые далеки от их непосредственного опыта. Дети же со слабой и средней способностью к когнитивному переключению скорее предпочитают играть «в магазин, куда мы ходим каждый день», чем «в дракона, который бывает только в сказках». При этом выбор наиболее реалистичных игрушек значимо позитивно связан с показателем слухоречевой рабочей памяти. То есть дети, предпочитающие близкие к реальной жизни игрушки, удерживают в памяти больше слухоречевой информации, чем сверстники, играющие в сказочные игрушки.

«Эти связи могут быть объяснены тем, что реалистичная игрушка позволяет развить содержательную игру со сложным увлекательным сюжетом, что, согласно исследованиям, способствует развитию рабочей памяти. Ранее не было опубликовано результатов исследований или гипотез касательно более высокой когнитивной гибкости у детей, предпочитающих малореалистичные игрушки. Этот результат может объясняться способностью ребенка различать уровни реальности и переключаться между ними в рамках игровой деятельности, чему должны способствовать вымышленные, несуществующие в действительности персонажи», – поясняет руководитель проекта, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргарита Гаврилова.

При этом в пробе на степень реалистичности большинство детей (54.5%) выбрали игрушечную кассу – наиболее реалистичную игрушку. В качестве игрушки, с которой детям хотелось бы играть меньше всего, оказался сказочный дракон. Устные объяснения при выборе игрушки были действительно часто связаны с отсылками к личному опыту. Так, дети объясняли выбор игрушечной кассы тем, что часто бывают в магазине с родителями, любят совершать покупки, знакомы с ролевыми действиями продавца и покупателя (например, «можно говорить, сколько что стоит» или «в кассе надо пробивать, кнопочки нажимать, чек давать и этой штучкой пикать»), испытывают желание воспроизводить в игре поведение и действия взрослых. И, наоборот, антивыбором в этой пробе стала наименее реалистичная игрушка – сказочный дракон. Чаще всего причиной нежелания играть с драконом выступала невозможность придумать сюжеты, в которых он мог бы фигурировать («он только летает и рычит огнем и больше ничего»), знание о том, что в действительности драконов не существует («он ненастоящий», «драконы только в скучных сказках»).

Вера Сухих, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, рассказывает: «Мы обнаружили, что игрушки, которые с теоретической точки зрения обладают наибольшим развивающим потенциалом, далеко не всегда желанны и интересны для детей. А уровень игры с такими игрушками довольно низкий. Это значит, что некоторые игрушки должны предлагаться по инициативе взрослого (педагога или родителя). И, более того, играть с ними лучше вместе с ребенком – так ребенок быстрее освоит навыки построения разнообразных сюжетов». 

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com