Ученые из Университета природных ресурсов и наук о жизни и Университета прикладных наук Вены в Австрии, а также из Центрального института патологии архивов и книг (ICPAL) в Италии объединились, чтобы изучить микробный состав семи различных рисунков Леонардо да Винчи, известного итальянского художника XV-XVI веков. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Microbiology. Новость появилась на портале EurekAlert!.

Команда использовала инновационный геномный подход под названием Nanopore (нанопоровое секвенирование ДНК или РНК считается эффективным методом секвенирования третьего поколения), чтобы впервые раскрыть полный состав микробиома нескольких рисунков да Винчи.

Результаты исследования показали, что в рисунках содержится больше бактерий, чем грибов. До сих пор грибы считались доминирующим микросообществом в искусстве, связанным с бумагой. Высокая доля бактерий типична либо для микробиома человека, а значит, говорит длительном контакте рисунка и человека – скорее всего, во время реставрационных работ, – либо для микробиома насекомых. Например, на рисунках могли сохраниться микроорганизмы, занесенные мухами.

Также исследование показало большое количество ДНК человека. К сожалению, ученые не могут сказать, принадлежит ли эта ДНК самому мастеру. Скорее всего, за долгие годы на рисунках накопились ДНК реставраторов. Наконец, ученые выявили соответствие между бактериями, грибками и географическими местами, где находились рисунки.

«Чувствительность метода секвенирования нанопор предлагает отличный инструмент для мониторинга предметов искусства. Его можно использовать в качестве биоархива истории объектов, обеспечивая своего рода "отпечаток пальца" для текущих и будущих сравнений», – отмечает ведущий автор исследования, доктор Гваделупа Пиньяр.

Ранее команда доктора Пиньяр уже проводила молекулярное исследование произведений искусства и памятников письменности. В 2019 году ее команда смогла по составу микробиома изучить условия хранения и даже возможное географическое происхождение трех статуй. А ранее в этом году микробиом древних пергаментов позволил выяснить животное происхождение шкур, которые использовали для изготовления пергаментов 1000 лет назад.

На фото в заставке: молекулярное исследование «Туринского автопортрета» Леонардо да Винчи.

[Фото: THE AUTHORS]