Используя мышиную модель панкреатита, команда ученых из Института биологических исследований Солка (США) раскрыла, что при панкреатите образуются «пучковые» клетки и что эти клетки играют большую роль в иммунитете. Результаты, опубликованные в Frontiers in Physiology, могут помочь в разработке новых стратегий для диагностики, а также лечения панкреатита и рака поджелудочной железы. Об открытии сообщает пресс-служба института.

Поджелудочная железа – это орган брюшной полости, который играет роль в пищеварении и регуляции уровня сахара в крови. Большая часть поджелудочной железы состоит из ацинарных клеток, которые производят и выделяют пищеварительные ферменты. Ацинарные клетки также обладают способностью превращаться в клетки другого типа – так называемые «пучковые» клетки (tuft-клетки). Ученые не знают всех функций этих клеток, но более ранние исследования показали, что «пучковые» клетки кишечника (а они образуются и там) секретируют белок IL-25 для поддержки иммунного ответа при паразитарных инфекциях.

В своей работе специалисты из Института биологических исследований Солка обнаружили, что, хоть в поджелудочной железе обычно не содержатся tuft-клетки, во время панкреатита ацинарные клетки подвергаются сложным изменениям, превращаясь в tuft-клетки, как нормальная часть повреждения и восстановления поджелудочной железы. Эта трансформация похожа на призыв резервного солдата (ацинарная клетка), который должен переодеться в штатскую одежду солдата («пучковая» клетка), чтобы отбить врага – источник воспаления.

Авторы работы также отметили, что образовавшиеся из-за панкреатита «пучковые» клетки секретируют белок IL-25 для стимулирования иммунного ответа – так же, как в кишечнике. Таким образом, клетки пучка могут играть роль, модулирующую иммунную систему во время панкреатита.

Ученые исследовали образование клеток пучка у семи линий мышей, чтобы увидеть, есть ли какие-либо различия у грызунов при панкреатите. Выяснилось, что не у всех штаммов мышей образовывались «пучковые» клетки. Ученые предполагают, что образование этих клеток-«солдат» контролируется либо генетически, либо за счет влияния на экспрессию генов (то есть эпигенетически).

Группа планирует продолжить анализ экспрессии генов, чтобы определить, какие гены контролируют образование «пучковых» клеток при панкреатите, и выяснить, влияют ли эти клетки на прогрессирование рака поджелудочной железы – не только у животных, но и у людей.

На фото красным цветом показаны «пучковые» клетки, зеленым – поврежденная поджелудочная железа.

[Фото: Salk Institute]