Новые биоматериалы, разработанные в Байройтском университете (Германия), устраняют риск заражения бактериями и грибками, но в то же время активно способствуют регенерации тканей человека. Эти материалы основаны на протеинах паучьего шелка. Они идеально подходят для имплантатов, перевязочных материалов, протезов, контактных линз и других средств повседневного использования, сообщает пресс-служба вуза. Свою инновацию ученые описали в журнале Materials Today.

Микробы, оседающие на поверхности предметов, постепенно образуют плотную, часто невидимую биопленку, которую нелегко удалить даже чистящими средствами и которая часто устойчива к антибиотикам и антимикотикам (противогрибковым средствам). Затем бактерии и грибки могут мигрировать в прилегающие ткани организма. В результате они не только мешают различным процессам заживления, но даже могут вызывать опасные для жизни инфекции.

Используя новый исследовательский подход, ученые из Байройтского университета нашли решение этой проблемы. Используя биотехнологические белки шелка пауков, они разработали материал, предотвращающий адгезию патогенных микробов. Даже стрептококки, устойчивые ко многим антибактериальным агентам (MRSA), не имеют шансов осесть на поверхности материала. Поэтому биопленки, растущие на медицинских инструментах, спортивном инвентаре, контактных линзах, протезах и других повседневных предметах, могут вскоре остаться в прошлом.

Новые материалы могут не только «отталкивать» болезнетворные микробы, но и ускорять заживление ран на коже человека. Поэтому их можно использовать, например, в качестве повязок на раны, заменителей кожи или имплантатов – они активно поддерживают регенерацию поврежденной или утраченной ткани. В отличие от других материалов, которые ранее использовались для регенерации тканей, риск инфицирования полностью исключен. Таким образом, в ближайшем будущем появятся устойчивые к микробам покрытия для различных биомедицинских и технических применений.

[Фото: GREGOR LANG]