Миссией системы образования должно стать воспитание и обучение патриота России, профессионала, сохраняющего традиции и формирующего будущее страны. Этот главный тезис, а также цели российской системы образования озвучила заместитель министра просвещения Российской Федерации Ирина Владимировна Шварцман на заседании профильных комиссий Государственного Совета Российской Федерации 1 июля 2025 г. Заседание, посвященное Стратегии развития образования в России до 2036 г., прошло в Государственном университете управления.
«Наша главная цель — развитие национальной системы образования, обеспечивающей высокое качество обучения и самореализации всех и каждого, воспитание патриотичных и социально ответственных граждан, гуманитарное и научно-технологическое лидерство России», — отметила И.В. Шварцман.
В документе стратегии были зафиксированы следующие цели, на выполнение которых будут направлены усилия системы образования в ближайшие 10 лет:
- Создание целостной системы воспитательной работы на всех уровнях образования
- Создание инструментов для обновления содержания образования, технологий и методов обучения, обеспечивающих одновременно фундаментальность, гибкость и адаптивность основных образовательных программ
- Обеспечение роста бюджетного финансирования системы образования
- Формирование востребованной рынком труда и привлекательной для детей и молодежи системы среднего профессионального образования
- Развитие научно-образовательного и инновационного потенциала научных организаций и образовательных организаций высшего образования, повышение их вклада в обеспечение национального суверенитета, гуманитарного и технологического лидерства, устойчивого и динамичного развития России
Кроме того, планируется развитие профессионального педагогического сообщества, повышение качества преподавания и уровня квалификации педагогов. Важными целями являются развитие и укрепление инфраструктуры системы образования, снижение региональных диспропорций уровня финансирования и ресурсной оснащенности образовательных организаций, а также преодоление сложившегося в некоторых регионах дефицита по ряду направлений, снижение региональной диспропорции в оплате труда и непрофильной бюрократической нагрузки педагогов. Предусмотрены и иные цели:
- Снижение числа обучающихся, испытывающих системные академические трудности в обучении
- Создание системы профессиональной ориентации обучающихся, формирование персональных траекторий развития, поддержка растущего интереса к получению профессиональной практической подготовки
- Обеспечение эффективного и этичного использования в системе образования современных технологий, включая технологии искусственного интеллекта
«Для нас важно развитие инструментов международного гуманитарного сотрудничества и защиты исторической правды, повышение привлекательности России и российского образования для всех стран и иностранных граждан, разделяющих наши традиционные духовно-нравственные ценности, расширение форматов исторического просвещения», — сообщила И.В. Шварцман. Также она подчеркнула важность роста качества образования в российских регионах, вошедших в состав РФ в 2022 г., равно как и во всех регионах, где результаты обучающихся отстают от средних показателей по стране.
Наконец, документ завершался следующими пунктами:
- Обеспечение раннего гармоничного развития способностей каждого ребенка
- Подготовка высококвалифицированных кадров для экономики, гуманитарного и технологического лидерства и социальной сферы
- Создание условий для развития системы отдыха и оздоровления детей
«Над документом работали 15 рабочих групп, в составе которых в общей сложности было более 1000 экспертов. Это представители всех ведомств: администрации президента, Российской академии образования, Российской академии наук, многих других заинтересованных ведомств. Для выявления актуальных проблем образования был проведен комплексный анализ, включающий опрос граждан с участием десятков тысяч респондентов, 338 тысяч человек», — подчеркнула И.В. Шварцман.
Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ