Нобелевскую премию по физике за 2017 год присудили за «решающий вклад в детектор LIGO и наблюдение гравитационных волн», сообщается на сайте Нобелевского комитета. Премию разделят сотрудники коллаборации LIGO/VIRGO, американские ученые Райнер Вейсс (Rainer Weiss), Барри Бариш (Barry C. Barish) и Кип Торн (Kip S. Thorne). Вейсс получит половину премии, два его коллеги — по ¼.

Как писала «Научная Россия», интерферометр LIGO впервые зарегистрировал всплеск гравитационных волн в результате столкновения в далеком космосе двух черных дыр, в сентябре 2015 года. Участвовавшие в этом событии черные дыры, по оценке ученых, имели массы в 29 и 36 раз больше массы Солнца, а само событие произошло 1,3 млрд лет назад. За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной.

С тех пор LIGO регистрировал гравитационные волны еще два раза, а в сентябре этого года к нему впервые присоединился в этом расположенный в Италии европейский детектор Virgo. Это позволило локализовать местонахождение столкнувшихся черных дыр гораздо точнее, чем раньше, и уточнить направления поляризации гравитационных волн — что важно для проверки общей теории относительности.

Название изображения

Слева направо: Райнер Вейсс, Барри Бариш и Кип Торн (источник: Нобелевский комитет)

«Гравитационные волны — прямое доказательство изменения структуры самих пространства и времени. Это что-то абсолютно новое и неизученное, открывающее нам новые миры. Тех, кто преуспеет в улавливании гравитационных волн и интерпретации их показателей, ждут богатейшие научные открытия», — сказано в сообщении Нобелевского комитета.

Размер премии, которую разделят Вейсс, Бариш и Торн, стандартный — 9 млн шведских крон (свыше $1,1 миллиона).

Напомним, в прошлом году Нобелевскую премию по физике получили американские ученые Дэвид Таулесс, Дункан Халдейн и Майкл Костерлиц за «теоретическое открытие топологических фаз переходов и топологических фаз материи».