На Курчатовском источнике синхротронного излучения ("КИСИ – Курчатов") запущена новая станция "РСА-Белок". Она позволит достичь принципиально нового, не имеющего аналогов в России качества измерения и анализа экспериментальных данных.

Новая станция создана в результате модернизации и объединения возможностей двух экспериментальных станций "КИСИ – Курчатов" – "РСА" и "Белок". Описание этих работ опубликовано в журнале Crystal Research and Technology.

Изначально экспериментальная станция "РСА" была предназначена для изучения структуры поликристаллических неорганических соединений, а станция "Белок" использовалась для исследования макромолекулярных кристаллов биологических объектов. Их объединение в единую конфигурацию не просто расширило возможности изучения объектов разной природы (биологических и неорганических кристаллов), но и существенно повысило качество получаемых данных. После интеграции лучших элементов каждой из станций – современного дифрактометра "Белка" и оптической системы "РСА" – плотность потока фотонов возросла в 5 раз, и, соответственно, сократилось время, необходимое для проведения эксперимента.

"Процесс модернизации станции происходил постепенно. Он включал множество этапов – от первичной сборки установки и наладки оборудования до разработки новых методик анализа данных и специального программного обеспечения. В результате новая станция дает возможность изучать на новом уровне сложные кристаллические объекты", – пояснил Владимир Лазаренко, инженер-исследователь Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований. Ученый отметил, что благодаря возможностям новой станции удалось расшифровать структуры таких сложных образцов, как, например, белок NCaMP7, который дает возможность наблюдать за активностью нейронов мозга.

"Модернизация существенно расширила возможности сотрудничества с другими исследовательскими организациями. Станция позволяет очень оперативно анализировать большое количество образцов, поэтому времени хватает и на внутренние задачи, и на исследования в составе коллаборации", – отметил Роман Светогоров, инженер-исследователь Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, ответственный за станцию "РСА-Белок". Он является автором 7 патентов, касающихся создания нового программного обеспечения для обработки экспериментальных данных.

В настоящее время станция "РСА-Белок" позволяет выполнять широкий спектр исследовательских задач. Она очень востребована среди химиков, биологов, материаловедов и археологов.

Информация и фото предоставлены пресс-службой НИЦ "Курчатовский институт"