Ученые выясняют, как антидепрессант кетамин действует на мозг, - пишет на sciencenews.org.

Кетамин излечивает депрессию, заставляя нервные клетки выращивать новые связи. Открытие поможет объяснить, как галлюциногенный анестетик может облегчить тяжелую депрессию у некоторых людей.

Результаты получены после того, как 5 марта Управление по контролю за продуктами и лекарствами США одобрило назальный спрей, содержащий форму кетамина, называемую эскетамин, для лечения тяжелой депрессии. Однако пока остается много вопросов о препарате.

«Все еще много загадок в том, как кетамин работает в мозге», - говорит нейробиолог Алекс Кван из Йельского университета. Новое исследование добавляет убедительные доказательства того, что создание новых связей нервных клеток играет роль в антидепрессивном действии кетамина, говорит он.

В то время как обычные антидепрессанты демонстрируют эффект через несколько недель применения, кетамин помогает людям почувствовать себя лучше через нескольких часов. Ученые во главе с нейробиологом Конором Листоном подозревали, что кетамин может быстро реконструировать мозг, стимулируя новые соединения нервных клеток, называемые синапсами. «Как оказалось, это было не так, во всяком случае, не так, как мы ожидали», - говорит Листон из Корнелльского университета.

Исследователи обнаружили, что созданные синапсы не объясняют непосредственно влияние кетамина на поведение. Но связи с нервными клетками, по-видимому, помогают сохранить антидепрессантные свойства препарата в долгосрочной перспективе.

Чтобы приблизиться к пониманию депрессии у людей, исследователи изучали мышей, которые испытывали стресс в течение нескольких недель, либо в результате постоянного содержания в сетчатых пробирках, либо получая инъекции гормона стресса кортикостерона. Эти мыши начали проявлять признаки отчаяния, такие как потеря вкуса к сладкой воде и отказ от борьбы, когда их подвешивали за хвосты.

Через три часа после введения дозы кетамина поведение мышей стало нейтральным, как и предполагали исследователи. Но команда не обнаружила влияния препарата на дендритные корешки нервных клеток - крошечные сигнальные сгустки, которые помогают создавать новые нейронные связи. Таким образом, создание новых синапсов не может объяснять влияние кетамина на поведение.

Когда исследователи взяли более длительный промежуток времени, они обнаружили, что эти новые синапсы являются крайне важными. Спустя приблизительно 12 часов после обработки кетамином новые дендритные шипы начали появляться на нервных клетках в части префронтальной коры мышей - области мозга, ответственной за сложное мышление. Эти дендритные шипы, казалось, заменяли потерянные в период стресса, часто вдоль одного и того же отрезка нейрона.

Чтобы проверить, были ли эти недавно созданные шипы важными для улучшения состояния мышей, исследователи уничтожили их лазером через день после обработки кетамином. Это абсолютно обнулило эффекты кетамина, и мыши снова демонстрировали поведение, напоминающее депрессию, в том числе меньше боролись, когда их держали за хвосты. (однако сохранили любовь к сахару).

Исследования на людях также показали, что у людей с депрессией синапсы были ослаблены, - говорит Рональд С. Думан - нейробиолог из Йельского университета, не участвовавший в исследовании. Новая работа показывает, что разрушение новых синапсов может блокировать поведенческие эффекты кетамина. «Это огромный вклад и прогресс», - говорит Думан.